Икона со Сталиным на мемориале ВОВ: как так вышло?

На Прохоровском поле в Белгородской области, где 12 июля 1943 года произошло одно из крупнейших танковых сражений в истории и располагается музей Курской битвы, состоялась церемония награждения литературной премией «Прохоровское поле», учрежденной в 1999 году национально-консервативным Союзом писателей России, правительством Белгородской области и Белгородской и Старооскольской епархией.

По информации СМИ, на церемонии фигурировала икона с ликом Иосифа Сталина, которую внес в зал главный редактор газетыв «Завтра» писатель Александр Проханов, а затем использовал во время богослужения проживающий на горе Афон иеромонах Афиноген.

На выездной пленум Союза писателей России [существует с 1991 года после раскола единой писательской организации; либерально-демократическое направление представляет Союз российских писателей] Афиногена также пригласил Проханов.

Верховный в окружении генералитета изображен на «Богоматери Державной» под ликом Девы Марии.

«Это освященная икона», — подтвердил Русской службе Би-би-си политолог Алексей Воробьев.

Изображение было изготовлено рыбинскими иконописцами по заказу Изборского клуба, председателем которого является Проханов.

Эта организация вбирает в себя ультраконсервативный фланг сторонников Владимира Путина, среди которых — председатель движения «Автомайдан» историк Николай Стариков и экс-преподаватель МГУ, идеолог концепции «евразийства» Александр Дугин.

Как Моисей?

Проханов считает, что победа России в Великой Отечественной войне являлась мистической и религиозной и уподобляет Сталина Моисею.

«Сталин на данной иконе преподносится как победоносный лидер, лидер с флагом победы, а над его головой сияет икона Державной Божией Матери. Надо трактовать эту икону не как икону святого Иосифа, нет, над головой Сталина и над головами его сподвижников нет золотых нимбов, это икона Державной Божией матери. Но она, эта икона, символизирующая власть и государство, победу Света над Тьмой, она накрывает своим Покровом эту могучую группу воителей», — сказал Проханов Русской службе Би-би-си.

По мнению автора романов «Дерево в центре Кабула» и «Господин Гексоген», руководители, повинные в репрессиях, все равно могут считаться «святыми», если одержали победу в конфликте, угрожавшем существованию нации.

«Поэтому как и у Мао Цзедуна, который убивал многих людей и у Моисея, который убил множество евреев, есть мотивация считаться очень возвышенным, почти святым человеком. […] Например, мой учитель литературный Юрий Трифонов — его отец был расстрелян Сталиным, после этого Сталин присудил ему Сталинскую премию, и Юрий Валентинович Трифонов принял эту премию, считая, что поступает морально и логично», — полагает Проханов.

«Карманный иеромонах»

Тем временем, Белгородская митрополия открестилась от причастности к богослужению на Прохоровском поле и высказалась против определения присутствовавшего там изображения как иконы.

«Хотя картина написана в иконописном стиле, все же, по целому ряду причин, иконой она считаться не может. Во-первых, никто из изображенных на ней исторических персонажей не причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Во-вторых, некоторые из изображенных на данной картине были откровенными гонителями Церкви», — сказано в официальном заявлении на сайте митрополии.

«Картина, написанная по заказу Изборского клуба художниками из города Рыбинска, является своеобразным манифестом и иллюстрацией идей так называемой «гражданской религии», которая противостоит богооткровенной религии и Православной церкви. Заупокойную литию совершил «Афонский иеромонах Афиноген» (как его представляют), который является «карманным» иеромонахом господина Проханова и не принадлежит к клиру Белгородской митрополии», — говорится в документе.

Среди иконописцев нет единой точки зрения на написание столь противоречивых персонажей, как Иосиф Сталин. Как сообщили Русской службе Би-би-си в Рыбинском отделении Союза художников России, многие принципиально не взялись бы за подобный заказ, однако среди не состоящих в Союзе живописцев такие есть.

Автор «Богоматери Державной» категорически отказался от комментариев.

Священник Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов полагает, что инициатива Изборского клуба не имеет отношения к церкви, но отражает настроения части российского общества.

«С точки зрения строго канонической рядом со святым можно ставить на икону хоть сатану, но понятно, что здесь именно у Сталина центральная роль. К церкви как к религиозной организации это всё отношения не имеет. Это всё реставрация самодержавия в сочетании с ленинизмом, как общества подавления человеческой свободы, вместо того, чтобы строить общество на взаимоуважении и любви», — сказал священнослужитель Русской службе Би-би-си.

Матрона со Сталиным

Между тем, попытка изобразить Сталина на иконе не является беспрецедентной: в 2008 году настоятель храма Святой равноапостольной княгини Ольги в пригороде Санкт-Петербурга Стрельне Евстафий выставилв верхнем приделе церкви икону, где организатор массовых репрессий стоит около сидящей на кровати святой Матроны Московской.

Это решение стоило отцу Евстафию места. Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии РПЦ категорически высказался против такой иконы и осудил поступок священника.

Настоятель утверждал, что Сталин якобы был глубоко верующим человеком.

При этом до встречи будущего патриарха Сергия с советским лидером 4 сентября 1943 года тысячи священнослужителей подверглись репрессиям.

Сергий еще в 1927 году, будучи митрополитом, встал на путь безусловной лояльности режиму, вызвав ожесточенную полемику в церковной среде.

После его избрания на патриаршество гонения со стороны властей смягчились, были вновь открыты некоторые храмы, монастыри и духовные семинарии, в частности, Троице-Сергиева лавра.

Первым, еще 4 ноября 1941 года, возгласил во время церковной служьы многолетие «первоверховному вождю» протодьякон московской церкви Николы в Кузнецах, доводившийся родным братом главе советской военной контрразведки «СМЕРШ» Виктору Абакумову.

Нынешний патриарх Кирилл недавно призвал не уравнивать Сталина с Гитлером: по его классификации, режим вождя СССР был «репрессивным», а немецкий фюрер строил «человеконенавистническое» общество.

Михаил Поплавский, Ольга Алисова

Источник: bbc.co.uk

© 2015, https:. Все права защищены.