Империализм — это война

Больше товаров — больше денег. Больше заводов —­больше товаров. Больше денег — больше заводов. Капитал пожирает все, до чего может дотянуться. Леса, недра, чистый воздух. Здоровье людей. Он должен есть непрерывно день и ночь, потому что капитал должен расти всегда, и он жрет. В сумрачную ночь уходят рабочие ночных смен, мучительно пытаясь не заснуть у станка. Если кто-то мешает ему жрать, то расплата неизбежна. Капитал не мстителен и, в общем, даже не жесток, он убивает своих врагов так же механически и бездушно, как делает все остальное. Его рост не должен быть ограничен, вот и все. Но бывает, что этот бесконечный цикл — оборот капитала — прерывается. У рабочих больше нет денег. Наличности всегда меньше, чем товаров, потому что деньги идет на строительство новых заводов, которые делают еще больше товаров.

Когда такое происходит, то надо вывозить из страны товары, еще лучше вывозить капиталы — строить заводы за границей. Если не помогает и это, то ввозить наличность — брать деньги в долг и раздавать людям, чтобы они покупали больше товаров. Это называется стимулирование спроса. В рамках большого цикла капитал пробует все по очереди. Но любой его рост одновременно таит в себе его крах. Вывоз товаров уничтожает производство в странах, куда он завозится. Вывоз капитала в отсталые страны уничтожает там девственную природу и здоровье и жизни людей, вынужденных работать за копейки; одновременно закрываются фабрики в странах, откуда прибыл капитал. Вчерашние рабочие становятся безработными. Наконец, долг не может расти вечно. Снова и снова должны находиться кредиторы, которые отдадут свои деньги в долг правительствам самых богатых стран мира.

Настает момент, когда неограниченный рост не может продолжаться дальше. Слишком мало ресурсов. Тогда то, что еще недавно было добровольным соглашением капиталистов, превращается в прямое насилие. Хочешь много денег за свою нефть? США свергнет тирана и поставит свою послушную марионетку. Не хочешь в зону свободной торговли? Агенты ЦРУ купят тебя, продадут и снова купят. Если не хватит денег, то в запасе есть авианосцы.

Капитализм — это концентрация капитала: тот, кто больше, ест того, кто меньше. В эпоху империализма гиганты поглощают тех, кто чуть меньше их. Это называется недружественное поглощение. Если оборот крупнейших корпораций больше, чем целых стран, то почему страны не могут поглощать друг друга? Формы могут быть разные — суть одна и та же: теперь это мой рынок, говорит победитель. Для борьбы друг с другом страны объединяются друг с другом. Что дальше? Мировая война.

Человек, который плывет в лодке по течению реки, видит берега. Если она окажется в стремительном океанском течении, то он будет уверен, что не движется? Лишь вблизи гигантского водоворота появятся первые признаки то, что все идет не так. Что там говорил Фукуяма насчет конца истории?

Драматизм момента не в том, что все летит к черту. Это как раз совершенно нормально, потому что было совершенно неизбежно. Он в том, что движущие силы мировой экономики воспринимаются многими как просто фон, задник сцены, на которой разворачивается очередная локальная драма. Психологически понятно, что многие хотят жить как прежде, хотят умеренного прогресса в рамках существующего миропорядка. Между тем именно локальные решения стоящих перед нами проблем невозможны. Капиталистическую систему нельзя сделать лучше. Она умирает в конвульсиях. Все, что она может, даже ее успехи — все ведет к войне.

Все, что сейчас требуется от коммунистов — это твердость и последовательность. Чем ближе экономика, а вместе с ней и все человечество, к критической точке, тем больше и больше текущие, конъюнктурные интересы пролетариата будут приближаться к мысленной траектории его коренных интересов в их марксистском понимании. Еще немного — и коммунистическая агитация и пропаганда станет не только зацеплять, но и поднимать на борьбу пролетарские массы. Необходимо выделение из аморфной «левой» массы пролетарской партии рабочего класса, выковать которую можно лишь в беспощадной идеологической борьбе с «социалистическим» оппортунизмом, политической борьбе с либерализмом, организации экономической борьбы пролетариата с капиталом повсюду. Как никогда прежде актуален наш старый лозунг: Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Иван Лох

Источник: 1917.com

© 2015, https:. Все права защищены.