Катар и Россия. Сирийский кризис

18 января Владимир Путин провел встречу с эмиром Катара Тамимом Бен Хамадом Аль Тани, который впервые в статусе главы Катара приехал в Россию с официальным визитом. Тем для обсуждения предостаточно: это и газовый вопрос, и вопрос инвестиций, но главный из них — разрешение сирийского кризиса накануне переговоров в Женеве, которые пройдут 25 января.

Кто в лес, кто по дрова

Взаимоотношения с Катаром никогда не были безоблачными — все-таки главный газовый конкурент. В 2004 году власти этого государства арестовали двух сотрудников российского посольства по подозрению в убийстве лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева. Однако позже они были выдворены в Россию. Затем, в 2011 году было избиение российского дипломата на катарской таможне в нарушение всех международных норм и Венской конвенции. Кроме того, Москва никогда не оценивала ход и результаты «арабской весны» в позитивном ключе в отличие от Катара, который активно поддерживал события тех лет в регионе.

Советник директора Российского института стратегических исследований, востоковед Елена Сулонина резюмирует:

«Россия своей позиции по ключевым вопросам, особенно касающихся Сирии, не изменит, но поддерживать контакты надо».

Сирийский кризис

За неделю до начала переговоров по Сирии в Женеве очевиден успех сирийской армии, который во многом обеспечен поддержкой России, Ирака, Ирана и проиранской «Хезболлы». Сирийская армия смогла выдавить значительные подразделения террористов из центральной и северо-западной Сирии. 

К этому можно добавить переговорный процесс сирийских властей, который позволил вернуть себе еще часть территории. Другим важным успехом стало проведение в стенах Совбеза ООН резолюции, посвященной борьбе с финансированием сирийского террора. К этому еще добавилось освобождение Ирана из-под давления санкций, что весьма развязывает ему руки и дает широкое пространство для маневров. Последним положительным аргументом, но не последним по важности, является существование рамочного соглашения с США по Сирии.  

Стоит также сказать, что переговорный процесс в Женеве в этот раз не обозначен требованием немедленного ухода Башара Асада с поста президента Сирии. Перед Женевой, 20 января, министр иностранных дел Сергей Лавров встретится с коллегой из США Джоном Керри в Цюрихе, где они еще раз определят общее и различное в отношении к сирийскому кризису. 

Востоковед Елена Сулонина так оценивает переговоры с Катаром по Сирии:

«Я настроена не очень оптимистично. Вряд ли Катару и России в ближайшее время удастся договориться по ключевым вопросам сирийского урегулирования, особенно по политической судьбе президента Сирии Башара Асада».

Оппозиция миру

Сегодня уже не секрет, что часть стран в ближневосточном регионе поддерживают финансово ДАИШ, Джебхат ан-Нусру (филиал «Аль-Каиды») и в целом войну в Сирии. Это Катар, Саудовская Аравия и Турция. Асад утверждает, что активная помощь террористам со стороны этих государств не дает быстро и эффективно закончить войну. Очевидно, что эти страны готовы идти на саботаж и вставлять палки в колеса переговорного процесса. И именно поэтому за неделю до Женевы Владимир Путин пригласил в Россию эмира Катара. Без мирного политического процесса сирийский кризис потребует для своего решения в разы больше времени и сил. 

Напомним также то, что президент Турции Эрдоган провел двухдневный переговоры с Саудовской Аравией, а также то, что Анкару заподозрили в нелегальной переброске беженцев в Европу, которая полагала, что «откупилась» от этой проблемы за счет 3-х миллиардов евро, предоставленных туркам. 

Очевиден вывод, что странам, чуждо настроенным к миру в Сирии и вообще на всем Ближнем Востоке, выгодны проволочки и затягивание времени. Это играет им на руку, позволяя и дальше одной рукой спонсировать боевиков ДАИШ, а другой рукой наживаться на них по полной программе, реализовывая свои геополитические интересы. 

Итоги

Глава МИД России Сергей Лавров озвучил результаты сегодняшних переговоров с эмиром Катара:

«Мы подтвердили на уровне глав государств приверженность достигнутым в Венской группе договоренностям, которые были закреплены в резолюции Совета безопасности ООН и предполагают необходимость обеспечить все условия для того, чтобы сирийский народ сам свободно определил свою судьбу».

Президент России Владимир Путин сказал катарскому эмиру следующие слова:

«Катар — очень важная составляющая часть ситуации на Ближнем Востоке, в заливе. Рассчитываем обсудить с вами эту ситуацию, обменяться мнениями, искать решения и развязки по наиболее сложным и проблемным вопросам».

В свою очередь эмир Катара заявил:

«Роль России сегодня является основной в том, что касается стабильности в мире, и мы очень хотим развивать отношения с Россией и найти решение ряда проблем в том, что касается стабильности в некоторых странах нашего региона».

Но, по всей видимости, Сирия не является той страной, в которой Катар хочет мира. И Женевские переговоры дадут понять, так ли это на самом деле…

Источник: slovodel.com

© 2016, https:. Все права защищены.