Коварный японский поклон

Япония начала дипломатическую игру с целью вернуть Курильские острова.

С начала года из уст японских политиков прозвучало немало льстивых фраз в адрес России. Тон задает премьер-министр Синдзо Абэ. В речи на парламентской сессии он акцентировал внимание на необходимости развития нормальных отношений с РФ. По его словам, это важно «для совместного противостояния проблемам, с которыми сталкивается мировое сообщество».

«Для разрешения территориального спора, заключения мирного договора мы шаг за шагом будем укреплять отношения в широком круге областей, таких, как экономика, энергетика и культура. Мы будем искать любые возможности для выстраивания диалога», — заявил Абэ.

Подчеркнутое внимание к России выразилось в учреждении нового поста при правительстве — специального представителя по отношениям с РФ. Налаживать контакты с Москвой будет пытаться экс-посол в РФ Тикахито Харада. Главная задача дипломата — подготовка переговорного процесса по заключению мирного договора.

Ранее глава правительства Японии похвалил Москву за участие в урегулировании ближневосточного кризиса и призвал к более активному вовлечению РФ в миротворческие процессы. Также премьер указал на важность диалога с президентом Владимиром Путиным по мировым проблемам, включая украинский кризис.

Возросший интерес к глобальным вопросам и политике Москвы Япония увязывает со статусом председателя «большой семерки» в 2016 году. «Как председателю G7, мне необходимо искать решения, касающиеся стабильности как в определенном регионе, так и по всему миру», — отметил Абэ в интервью Nihon keizai и The Financial Times.

Говоря о значимости РФ, Абэ не стал поднимать вопрос о возвращении нашей страны в клуб великих держав. На проблему отсутствия там России в Японии смотрят достаточно оригинально. Во время визита в Москву (10-13 января) заместитель председателя правящей Либерально-демократической партии Масахико Комура заявил о готовности Токио стать представителем интересов РФ в G7.

Токио опасается Китая

На мировой арене Россия и Япония объективно находятся по разные стороны баррикад. Токио не желает признавать за РФ четыре острова Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи). Правовой основой для длящегося почти 70 лет конфликта является Сан-Францисский мирный договор 1951 года, который отказался подписывать СССР. В нем указано, что Япония отказывается от Курил и Южного Сахалина, но при этом не уточняется, какому государству достаются территории.

Невозможным реальное сближение делает и тот факт, что Япония является сателлитом Соединенных Штатов и не имеет суверенного внешнеполитического курса. Как уже писали СМИ, Вашингтон контролирует действия Токио и наделен особыми правами на размещение войск на японских островах.

В стране дислоцированы около 47 тысяч американских военнослужащих. При этом и сама Япония под наблюдением Вашингтона стремительно милитаризируется. Ситуация на дальневосточных рубежах складывается не в пользу нашей страны.

Фундамента для развития отношений и диалога, о котором говорит Синдзо Абэ, не существует. Однако, как пишут российские СМИ, на фоне обострившегося кризиса на Корейском полуострове и усиления Китая Японии однозначно невыгодно дальнейшее ухудшение отношений с нами. В Азиатско-Тихоокеанском регионе растет напряжение, и Токио необходимо как минимум сохранить статус-кво.

Несмотря на хорошие отношения с Поднебесной, Россия остается естественным противовесом КНР, поддерживая существующий баланс сил. Учитывая территориальные споры с Китаем и незаключенный мирный договор, ссориться с Кремлем для Токио было бы, мягко говоря, неразумно.

Японцы не забывают про Курилы

Генерируя волну дружелюбия, Абэ рвется приехать в Москву в мае, накануне саммита G7. Следом, вероятно, в Японию отправится Владимир Путин. Подготовка к его визиту туда идет с 2015 года. В связи с этим в последние месяцы японская элита демонстрирует подчеркнутую благожелательность. В ответ на японские поклоны российские дипломаты вежливо улыбаются, но никаких внятных комментариев по поводу сложившейся ситуации не дают.

В отечественных СМИ распространилась точка зрения, что Токио прощупывает почву, пытаясь понять, на какие уступки готов пойти российский истеблишмент. Ведущий научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко считает, что намерения Японии на самом деле гораздо более радикальные.

«Япония однозначно добивается Курил и делает это сегодня, не рассчитывая на перспективу, потому что в перспективе, возможно, будет Южный Сахалин. Таким образом, Токио хочет вернуть страну к границам 1905 года. На алтарь этой цели положено все. Каждый новый премьер клянется вернуть Малую Курильскую гряду, которая по законодательству Японии является «незаконно захваченной территорией»», — пояснил Павлятенко.

Эксперт подчеркнул, что разговоры про возвращение земель — это не продукт для внутреннего пользования, а ключевая цель национальной политики. «Японская элита убеждена, что она сможет это сделать. Более того, власти поднимают информационную волну на данную тему. Распространяя реваншистские настроения у населения, Токио стремится создать у мирового сообщества симпатию к солидарности, которая царит в Японии относительно проблемы Курил», — отметил Павлятенко.

«Логика такая: 2,5 миллиона жителей Крыма проголосовали за возвращение в состав России, а чем хуже 126 миллионов японцев, которые всего лишь хотят вернуть «зернышки» (так называются в Японии четыре курильских острова). Это очень серьезные намерения, и не должно быть никаких иллюзий, что японцы забывают о Курилах. За каждым заявлением и шагом японской элиты стоит решение территориальной проблемы исключительно в пользу Токио», — резюмировал собеседник.

Источник: interpolit.ru

© 2016, https:. Все права защищены.