Ливанский фронт арабо-иранской конфронтации

Похоже, что Саудовская Аравия и Иран с успехом переняли практику СССР и США времен Холодной войны. Точно также как СССР и США Тегеран и Эр-Рияд успешно воюют руками третьих сторон на протяжении более чем 10 последних лет (начали с Ирака). Один из фронтов этой перманентной войны проходит через Ливан. 

Ливан эта маленькая арабская страна, расположенная в восточном Средиземноморье со смешанным по религиозному составу 4 миллионным населением. Территория страны чуть более 10 тыс. квадратных километров, для сравнения территория Бельгии более 30 тыс. квадратных километров. Даже при таких микроскопических размерах центральное правительство не в состоянии контролировать всю территорию страны. Долгое время Ливан являлся базой для палестинских, армянских, и других террористических группировок. Во времена холодной войны долина Бекаа была раем для террористов. 

Расколотость и жесткая  конфронтация в ливанском обществе, способствовали деградации и ослаблению централизованного государства. Ливан пережил израильское вторжение и опустошительную гражданскую войну. Сегодня власть в Ливане поделена по религиозному принципу. Долгое время власть делилась между христианами и мусульманами суннитами, шииты, проживающие на территории страны, были фактически отстранены от управления государством. Эта отстраненность шиитов (которые на сегодняшний день составляют около 40% населения Ливана) сыграло злую шутку с ливанской государственностью. Ибо отстраненность шиитов привела к созданию ими своего мини-государства внутри и без того миниатюрного Ливана. Это государство имеет свои СМИ, своих руководителей, разведку и армию. 

Называется оно Хезболла. Для многих Хезболла всего лишь, военизированная радикальная шиитская организация спонсируемая Ираном. Однако это неверное представления о Хезболле —  эта организация на данный момент де-факто является до зубов вооруженным мини-государством со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тегеран на пару с Дамаском, начиная с 1980-х годов умело использовали её как против Израиля, так и как инструмент давления на Ливан. Израильская армия на протяжении всего времени существования у своих северных границ мини-государства Хезболла, с переменным успехом боролась с ней. Однако Хезболла, оказалась более живучей, чем себе могли представить израильтяне.  

В 2011 году с началом гражданской войны в Сирии, Хезболла оказалась в весьма незавидном положении, Тегеран был вынужден все время наращивать масштабы помощи оказываемой режиму Башара Асада, снабжение Хезболлы оружием и финансами со стороны Ирана было затруднено. По мере того как сирийские правительственные войска сдавали позиции Тегерану все больше нужна была помощь военного крыла Хезболлы. 

По некоторым данным, боевики организации, воюют на стороне Асада, начиная с 2012 года. Однако Хезболла официально признала это только в мае 2013 года. Стоит подчеркнуть что, её участие на стороне сил Асада в сирийском конфликте было встречено неоднозначно как в Ливане, так и в самой Хезболле. Однако в этом вопросе лидеры Хезболлы вынуждены, подчинятся воли Тегерана, как говорится «кто платит тот и музыку заказывает». 

Естественно, в процессы, которые проистекают в Ливане, не могла не вмешаться Саудовская Аравия. Королевство является одним из крупнейших доноров Ливана, саудовские инвесторы лидируют по объему инвестиций в ливанскую экономику и в самой Саудовской Аравии и в странах Персидского залива трудится большое количество трудовых мигрантов из Ливана, по некоторым данным их количество достигает 500000 человек. 

Если раньше Эр-Рияд ограничивался финансовой помощью правительству Ливана, после обострения ситуации в Сирии и нарастающая активность Хезболлы заставила Эр-Рияд действовать на опережение. В Саудовской Аравии было принято решение (окончательное соглашение достигнуто зимой 2014 года) оказать существенную помощь ливанской армии, единственному продолжающему функционировать национальному институту в раздираемой внутренними противоречиями стране. 

Саудовская Аравия выделила 2,1 миллиарда на закупку французского оружия для ливанской армии, и еще 900 миллионов было выделено на обучение и подготовку ливанских военных. Данная помощь призвана с одной стороны укрепить ливанскую армию, придать ей больше уверенности и дать сигнал Тегерану и Хезболле что, Ливан не может стать для них легкой добычей и Эр-Рияд готов и на этом фронте противодействовать планам Ирана.  

Примечательно что, в вопросе закупки оружия предпочтение было отдано Франции, несмотря на то что, Эр-Рияд является многолетним крупным импортером американского оружия. Но для людей сведущих в вопросе это не было неожиданностью. На фоне охлаждения отношений с администрацией Обамы Саудовская Аравия все теснее контактирует с Францией. Естественно, Париж не может в долгосрочной перспективе заменить Вашингтон, но Франция может дать Саудитам пространство для стратегического маневра на мировой арене. Крупная торговля оружием это всегда больше политика, чем бизнес.

В свою очередь Хезболла выступила с резкой критикой данного шага Эр-Рияда, в ряде ливанских СМИ была начата массовая антисаудовская кампания. Руководители Хезболлы начали открыто обвинять Саудовскую Аравию чуть ли не во всех смертных грехах. В самом Ливане в данный момент царит затяжной политический кризис. После истечения срока полномочий президента Мишеля Сулеймана, Ливанский парламент пытался выбрать нового главу государства более 20 раз! Но все безрезультатно, страна живет без президента.

Парламент Ливана, который призван избрать главу государства, фактически расколот на два лагеря просирийский и прозападный. В таких условиях, когда голоса разделились поровну ни один из кандидатов (которые также представляют разные лагеря) не может набрать достаточное количество голосов.  В условиях затяжного политического паралича, ливанская армия обретает все большое значение, как для страны, так и для сил желающих играть важную роль в регионе. 

Наладить тесный контакт с ливанской армией, укрепить ее и взять под свое крыло был успешный ход Эр-Рияда. Тем более что, предложения вооружить и помочь с финансами также поступали и из Тегерана. Не исключено что, одну из главных ролей в вопросе получения согласия на Саудовскую помощь сыграл Париж, который имеет большое влияние на Ливан. Исходя из всех вышеперечисленных фактов, можно заключить что, на ливанском фронте Тегеран и Эр-Рияд фактически сравняли свои счеты.

Али Гаджизаде

Источник: iarex.ru

© 2015, https:. Все права защищены.