Лучшей актрисой Каннского кинофестиваля может стать Кейт Бланшетт

Позади всего половина Каннского кинофестиваля, и строить предположения о призовом раскладе пока еще преждевременно — самые сильные фильмы организаторы обычно оставляют под конец. Но о перспективе одной категории уже можно говорить довольно уверенным тоном — лучшей актрисой фестиваля обязана стать Кейт Бланшетт за роль в картине «Кэрол» Тодда Хейнса.

Так могла бы начаться красивая, но довольно тривиальная история любви — двое встретились в магазине накануне Рождества. Случайное знакомство перетекает в дружбу, а затем и в нечто большее. Завязка не из выдающихся, если не брать в расчет, что эти двое — женщины (Кейт Бланшетт и Руни Мара), на дворе 1950-е, место действия — Нью-Йорк. Сюжет основан на скандальном романе Патриции Хайсмит «Цена соли», который так и не переведен на русский. 

На Кейт Бланшетт в роли Кэрол можно смотреть бесконечно. Холодная блондинка, хрупкая, но волевая — таких любил снимать Альфред Хичкок. На всем, что она делает, лежит печать красоты. Такие кинодивы остались только в фильмах золотого века Голливуда, и мы поневоле оказываемся на месте героини Руни Мары, продавщицы универмага, неспособной оторвать взгляд от этого чуда, спустившегося с экрана.

«Кэрол» Тодда Хейнса поневоле придется сравнивать с его картиной «Вдали от рая», мелодрамой про 1950-е, снятой как фильм из 1950-х, но с сюжетом, который бы в Америке той эпохи никто не пропустил: замужняя женщина, влюбившаяся в чернокожего садовника. В этот раз всё по-другому. Окружающая Кэрол реальность снята пусть и с оглядкой на кинематографический канон, но предельно реалистично — на холодную и безжалостную «цифру». Улицы угрюмы и сумрачны, цвета приглушенные, если не сказать блеклые, одежда преимущественно серых оттенков.

Парадоксальным образом США 1950-х стали напоминать Советский Союз из фильмов 1970-х — люди немного обустроились, но до комфортабельной жизни еще далеко, а визуальное решение сразу вызывает в памяти цветовую гамму пресловутой пленки Шосткинского комбината, ставшую фактически синонимом экзистенциальной тоски. В этом мире почти физически ощущаешь холод. В одиночку выжить здесь невозможно — только вдвоем. Так, в интерпретации Хейнса сказ о невозможной любви превратился в историю про отсутствие выбора. 

Еще более запретные чувства мы находим в фильме «Маргарита и Жюльен» Валери Донзелли. В основе картины — имевшая место в действительности история о том, как в 1603 году во Франции казнили родных брата и сестру за противоестественное влечение друг к другу. Сценарий в свое время написал Жан Грюо специально для Франсуа Трюффо. Странна даже не столько сама история — тема инцеста хоть и табуирована в мировой культуре, но нельзя сказать, что полностью обойдена вниманием, — сколько форма ее подачи, предельно облегченная и даже ироничная.

Историю Маргариты и Жюльена (Анаис Демустье и Жереми Элькайм) как романтическую сказку на ночь рассказывают дети ночью перед сном, поэтому, как и в любой байке, в этом повествовании свободно уживаются короли и вертолеты. Фильм работает как ладная, но наивная мелодрама — только при чем здесь брат и сестра? Когда-то в фильме «Я объявляю войну» Донзелли сумела подобрать легкую и удивительно точную интонацию к сложнейшему рассказу — мать пытается вылечить сына от рака. Фильм был основан на ее биографии, она сама же играла главную роль. Тогда это казалось уместным и вдохновляющим. В случае с «Маргаритой и Жульеном» — вызывает скорее недоумение. 

Еще один странный зверь в каннской программе — англоязычный дебют норвежца Йоакима Триера «Громче, чем бомбы». Военный фотограф Изабель Рид (Изабель Юппер) побывала во многих горячих точках, но погибла дома, в автокатастрофе. Прошло уже три года, но родные никак не могут примириться со случившимся. Муж (Гэбриел Бирн) пытается вернуть взаимопонимание со своими детьми, старший сын (Джесси Айзенберг) раздавлен нагрянувшим отцовством и заводит адюльтер, младший (Девин Друид), социопат и геймер, окончательно уходит в себя и начинает писать странную, магнетическую прозу. И каждый из них имеет свою версию относительно той автокатастрофы.

Этот Триер — однофамилец и, возможно, дальний родственник всемирно известного датского провокатора — уже во второй раз прибывает на Лазурный Берег. В 2011 году молодежная драма «Осло, 31 августа» была здесь в «Особом взгляде» и встретила очень теплый прием. «Громче, чем бомбы» должен был стать его пропуском в высшую лигу, однако трансфер пока откладывается. 

Картина имеет сложную структуру. Авария разбила жизнь семьи Рид на куски, из которых по примеру «Славного будущего» Атома Эгояна режиссер собирает многосоставной пазл — прошлое вклинивается в настоящее, а сны подменяют реальность. Титаническая работа, однако, как и в случае с «Маргаритой и Жюльеном» Донзелли, не покидает ощущение бессмысленности потраченных усилий. «Скелеты в шкафу до добра не доводят, а семья превыше всего» — мораль слишком известная, чтобы так стараться.

Николай Корнацкий

Источник: izvestia.ru

© 2015, https:. Все права защищены.