«Мистрали» не хотят сходить со сцены

Президент России Владимир Путин и его французский коллега Франсуа Олланд договорились об официальном прекращении действия контракта, подразумевавшего строительство и поставку в Россию двух французских вертолетоносцев типа «Мистраль». Вопреки тому, что пишет большинство российских изданий, речь идет не только о том, что Россия не получит оба построенных боевых корабля этого класса (которые уже окрестили «Севастополь» и «Владивосток»). Французы также не должны передавать россиянам технологии, необходимые для постройки вертолетоносцев. Однако договор предполагал, что россияне еще два аналогичных корабля построят сами — на Балтийском заводе.

Еще в июне россияне заявляли, что французы все же передали им часть технологий, необходимых для производства вертолетоносцев. В частности, выступая на форуме «Армия-2015», директор департамента военно-технического сотрудничества Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Дикий рассказывал журналистам, что часть уникальных французских технологий все-таки уже передана россиянам. По его словам, «есть три субъекта, которые получали эти технологии, по поводу первых двух нужно обращаться в Минобороны, а третьим являются «Адмиралтейские верфи», это технология крупноблочной сборки, использовавшаяся при строительстве «Мистралей».

Не исключено, что эти технологии — компенсация за то, что французы заплатили минимально возможную сумму неустойки по контракту. Как сообщают СМИ, размер выплат совсем немного превысил 1,1 млрд евро, тогда как в конце прошлого года речь шла о сумме в 3 млрд евро, ну а в начале 2015 года «оборонный» вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил, что Россия может потребовать от Франции до 5 млрд евро. Он же в итоге и подписал соглашение о прекращении действия контракта. Оно было парафировано правительствами двумя стран и закрыто с формулировкой «по соглашению сторон».

Однако подписанный документ не учитывает передачи россиянам французских технологий, как мирных, так и двойного назначения. Если вспомнить о том, что еще зимой Россия говорила вовсе не о 1,1 млрд евро, то можно предположить наличие еще каких-то тайных протоколов или дополнительных соглашений.

Если исходить из максимально обоснованной верхней границы российских претензий, то переданные технологии могут быть оценены в сумму, достигающую почти 2 млрд евро. Известно точно, что речь идет, среди прочего, о чертежах частей корпуса «Мистралей». Однако даже для десятой части указанной суммы это явно недостаточно. Неудивительно, что некоторые французские СМИ полагают, будто россиянам были переданы, например, технологии производства двигателей, которые устанавливаются на вертолетоносцы типа «Мистраль». Российские аналоги серьезно отстают от них по скоростным качествам. Так что эта технология весьма пригодилась бы для строительства десантных кораблей «Прибой», разработанных в Невском проектно-конструкторском бюро или для создания россиянами своими силами любых других альтернатив французским вертолетоносцам.

Что касается передачи денежной компенсации, то она проходила под покровом тайны. По версии российской стороны, французы согласились войти в сложное положение, в котором находится сегодня Российская Федерация, проигравшая иск бывшим акционерам ЮКОСа. Ее имущество может быть в любой момент арестовано, что, собственно, и происходит, в том числе, на территории Франции. Поэтому, как сообщается, деньги переводились небольшими траншами на счета в российских банках так, чтобы до них не могли добраться судебные приставы.

Очевидно, что уже сам факт применения хитрых схем по переводу в Россию неустойки за «Мистрали» вряд ли понравится партнерам Франции по НАТО. Тем более они будут раздражены, если выяснится, что французы также передали россиянам какие-то чувствительные технологии военного назначения.

Так что не исключено, что история с «Мистралями» вовсе не заканчивается, а просто вступает в фазу, когда изучать ее будут спецслужбы стран НАТО и французские журналисты-расследователи, всегда готовые вывести собственное правительство на чистую воду. Благо, опыта по расследованию подробностей военных контрактов у французской прессы хватает: последние полвека почти каждый уходящий французский президент имел в своем активе одну или несколько подозрительных сделок по продаже вооружений одному или нескольким диктаторским режимам.

 

Иван Преображенский

Источник: rosbalt.ru

© 2015, https:. Все права защищены.