Москва и Тегеран: в будущее без препятствий

Сегодня в Москве состоялись первые с момента заключения всеобъемлющего соглашения по иранскому ядерному досье переговоры между министрами иностранных дел России и Ирана Сергеем Лавровым и Мохаммадом Джавадом Зарифом. По их итогам дипломаты дали совместную пресс-конференцию, на которой подчеркнули значительность потенциала укрепления российско-иранских контактов на всех уровнях в связи с грядущей приостановкой и отменой санкций против Ирана.

Особенное значение имеет для российско-иранского сотрудничества отмена антииранских санкций, отметил Мохаммад Джавад Зариф. «Со снятием санкций все барьеры для всеобъемлющего, расширенного сотрудничества между Россией и Ираном снимаются. Иран и Россия не только являются соседними государствами, у нас есть очень давняя история торгово-экономического, нефтяного сотрудничества. Те договоренности, которые были между Ираном и Россией, в этой связи сегодня меньше будут сталкиваться с барьерами», — пояснил он.

При этом в Москве ожидают, что план по урегулированию иранской ядерной программы начнет действовать уже в ближайшие недели. «Мы выразили в очередной раз поддержку успешному завершению переговоров по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Мы удовлетворены принятием совместного всеобъемлющего плана действий и рассчитываем, что этот план, как и предусмотрено одобрившей его резолюции Совета Безопасности ООН, в ближайшие недели уже вступит в силу», — указал российский министр.

В рамках развития торговых отношений между странами главы МИД договорились, что следующее заседание совместной межправительственной комиссии России и Ирана по торгово-экономическому сотрудничеству состоится осенью, рассказал Лавров. «Особое внимание мы уделили развитию торгово-экономических связей. Условились провести осенью этого года, наверное, в октябре, очередное заседание совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству», — поведал министр.

«Это важный инструмент, по мнению и Ирана и РФ, который помогает согласовывать наши общие подходы в углублении экономических, инвестиционных и других связей», — уточнил глава российского МИД.

На встрече также было упомянуто сотрудничество по ядерному объекту Фордо. «Есть договоренности (в ядерной сфере), которые мы будем осуществлять в соответствии с (венским) соглашением, в том числе по производству изотопов. В соответствии с договоренностью по Фордо, обе страны будут сотрудничать», — указал Зариф.

Еще одним шагом по сближению России и Ирана стало решение ускорить принятие документа по облегчению визового режима между странами. «Говорили мы и о том, чтобы ускорить согласование параметров соглашения, которое позволит облегчить визовый режим граждан России и Ирана», — сообщил по итогам встречи Лавров.

Наконец, российский министр рассказал, что принял приглашение иранской стороны посетить Тегеран. «У нас проходят регулярные встречи между министрами иностранных дел. Господин министр (иностранных дел Ирана — ред.) подтвердил приглашение посетить Тегеран, которым я с удовольствием воспользуюсь в согласованные сторонами сроки», — заявил он.

Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» в первую очередь отметил, что слова Зарифа о влиянии заключения ядерной сделки на российско-иранские военные контакты могут означать планы на поставку Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300, в частности, в виде «Антей-2500», в том числе до имплементации всеобъемлющего соглашения в конце октября.

«В целом, постепенное смягчение санкций и их частичная отмена, конечно, будут способствовать укреплению двусторонних контактов. В частности, желательно, чтобы были сняты банковские ограничения, касающиеся системы SWIFT, так как это позволит России и Ирану более активно развивать двустороннее сотрудничество в экономической сфере. При этом напомню, вне зависимости от реализации сделки с Ираном, Россия имеет право построить на территории ИРИ несколько энергоблоков. Поэтому я бы не стал все привязывать к нынешнему соглашению, чье будущее пока не определено. Этот документ пока что лишь создает позитивный фон для развития российско-иранских отношений», — обратил внимание он.

Тем не менее, по оценке эксперта, данный позитивный фон достаточен для того, чтобы качественно увеличить двусторонний товарооборот, «причем в таких сферах, которые раньше не рассматривались». «В частности, это поставка сельхозпродуктов в рамках замещения европейских товаров. Может идти речь и о других сферах. Для того, чтобы был дан толчок развитию двусторонних отношений, я думаю, более важна не нынешняя сделка, которая пока лишь является фоном – для этого было бы крайне желательно, чтобы состоялся визит, например, Владимира Путина в Тегеран. Я думаю, это могло бы на самом деле стать импульсом для улучшения российско-иранских отношений и не только в экономической или в военно-технической, но и в целом в военно-политической сфере», — подчеркнул Владимир Евсеев.

Главный редактор журнала «Воздушно-космическая оборона» Михаил Ходаренок, в свою очередь, заявил о радужных перспективах развития контактов России и Ирана в ВПК. «В то время, когда Иран находился под санкциями, он был, если можно так выразиться, отключен ото всех возможных каналов военно-технического сотрудничества, как со странами Запада, так и с Россией. По большому счету, если будет возобновлено военно-техническое сотрудничество с Ираном в полном объеме, поставки нашего вооружения и военной техники вряд ли будут ограничены зенитно-ракетными системами С-300. Вполне возможно, что встанут вопросы о современной авиационной технике, ударных и транспортных вертолетах, бронетанковом вооружении. То есть, спектр самый широкий, который только может быть, и перспективы, в общем-то, достаточно радужные», — ожидает военный эксперт.

 

Источник: vestikavkaza.ru

© 2015, https:. Все права защищены.