Независимая Аляска и суверенные Гавайи: сладкие мечты

После более чем полувекового пребывания в составе США народы Аляски и Гавайских островов намерены провести референдумы о независимости. Однако, как показывает история Соединенных Штатов, вероятность обретения ими суверенитета крайне мала.

Новоамерикания

Что объединяет заснеженную Аляску и тропические Гавайи, не считая того, что это два последних штата, включенных в состав США в 1959 году? Казалось бы, ничего более. Однако со вчерашнего дня они объединили усилия в стремлении получить независимость. Созданная ими рабочая группа «Альянс Аляска-Гавайи за самоопределение» обратилась к государствам-членам ООН с просьбой рассмотреть этот вопрос 11 мая на Совете по правам человека.

В качестве аргументации Рональд Барнс, представляющий интересы алеутов и эскимосов Аляски, иЛеон Сиу, выступающий от лица гавайских полинезийцев, приводят исторические свидетельства оккупации и незаконной аннексии их земель правительством Соединенных Штатов.

Что касается Аляски, сторонники независимости упирают на то, что продажа территории Россией в 1867 году не давало права лишать ее суверенитета. Отметим, что до 1959 года Аляска пользовалась определенной автономностью, хотя и находилась в ведении военного министерства США. Однако богатые запасы полезных ископаемых, спровоцировавшие сначала золотую лихорадку, а потом и нефтяной бум, предопределили окончательное поглощение Аляски Соединенными Штатами.

В настоящее время Партия независимости Аляски насчитывает около 13 тыс. человек (менее 2% населения региона). Она придерживается либертарианских взглядов и, помимо прочего, выступает за отмену федеральной собственности на землю и вывод американских военных объектов, которых в силу геостратегического значения полуострова достаточно много. Однако самые значимые успехи этой партии к настоящему времени – победа ее представителя на губернаторских выборах 1990 года и выдвижение своего кандидата на президентских выборах США в 2004 году, которое, понятно, ни к чему не привело.

Гавайцы же упирают на то, что США с момента начала развития сахарной промышленности в XIX веке часто вмешивались в дела архипелага. В 1893 году белые островитяне американского происхождения, заручившись помощью военных моряков, свергли последнюю королеву Гавайев и установили марионеточную республику. А пять лет спустя в ходе испано-американской войны острова были аннексированы США, которые вскоре открыли здесь знаменитую военно-морскую базу Перл-Харбор.

Сейчас на архипелаге действует политически неоднородное Движение за независимость Гавайских островов. Часть входящих в него групп выступает за полное размежевание с США, другие добиваются возмещения ущерба за годы эксплуатации островов и возвращения коренному населению определенных территорий.

Парад суверенитетов

В 2011 году администрация Барака Обамы запустила программу «We The People» («Мы, народ» – первая фраза преамбулы Конституции США). В соответствии с ней, Белый Дом обязуется рассматривать любые электронные петиции граждан и давать на них ответ, если те соберут не менее 25 тысяч подписей в течение 30 дней. Уже в течение года жители более 30 штатов подали такие обращения – правда, лишь часть из них соответствовала условиям для рассмотрения.

Лидером в стремлении к независимости, безусловно, является штат Техас. Помимо ярко выраженного консерватизма, который зачастую побуждает к автономности, и самобытного уклада (связанного преимущественно с образом жизни ковбоев), регион отличает «суверенное» прошлое. Строго говоря, Техас после отделения от Мексики вступал в США как международно признанное независимое государство и оговаривал для себя определенные условия автономии. В последовавшей вскоре после этого Гражданской войне в США Техас также стал одним из флагманов сепаратизма и ярым сторонником Конфедеративных Штатов Америки.

В настоящее время активными пропагандистами независимости являются члены движения «Республика Техас». Они не только сформировали квазиправительство и регулярно судятся с властями США по поводу «подрыва благосостояния» региона, но и выходят на защиту суверенитета с оружием в руках. Правда, последний раз это произошло еще в 1997 году, когда члены организации захватили заложников в городе Форт Дэвис и угрожали оказать вооруженное сопротивление в случае штурма силами ФБР. После недельной осады сепаратистов удалось арестовать.

Еще большей популярностью пользуется «Националистическое движение Техаса», один из лидеров которого в марте этого года даже приезжал в Москву. Как утверждает организация, число ее приверженцев достигает четверти миллиона, в том числе – за пределами штата.

В целом сторонниками одиночной или коллективной (в виде воссоздания Конфедерации времен Гражданской войны) независимости выступают многие южные штаты. Однако эти движения не носят массовый характер и не имеют сильной политической поддержки.

Тихой сапой

Массовая борьба афроамериканцев за равноправие, которая достигла пика в 60-70-е годы, породила серьезные дискуссии по поводу создания независимых негритянских государств на территории США. Подобное государство предлагала установить, например, религиозная и националистическая организация «Нация ислама». Это логично вытекало из ее идеологии, предусматривающей максимальное обособление, прежде всего, по расовому, но также и по религиозному признаку.

Последователи другого известного лидера чернокожих мусульман США – Малкольма Икса – были объединены в движение «Республика Новая Африка». Одной из основных его целей было создание одноименного государства на территории ряда южных штатов, которые являлись рабовладельческими и в которых по этой причине преобладало негритянское население.

К настоящему моменту, несмотря на тенденцию чернокожих жить обособленно, стремления к независимости не выходят за рамки вопроса городского районирования (хотя отдельные гетто можно с определенной натяжкой считать квазигосударствами). А политика их активной интеграции в американское общество и вовсе свела сепаратизм на нет.

Более заметны подобные устремления у другой расово-этнической «конгрегации» – коренных жителей Америки, или попросту индейцев. Как известно, жизнь в резервациях далека от идеала: работы практически нет, уровень жизни низкий, инфраструктура развита слабо, а экономика нередко основывается на натуральном хозяйстве. Кроме того, из-за печально известной – вероятно, генетической – склонности краснокожих к алкоголизму распространение «огненной воды» среди них сильно ограничено, что порождает подпольную торговлю и употребление низкокачественных суррогатов.

Примерно в те же годы, что и националистические движения чернокожих, появилось Движение американских индейцев. Его самой известной акцией стал захват поселения Вундед-Ни в резервации Пайн-Ридж, которое было объявлено центром суверенного индейского государства, полностью свободного от «бледнолицых». Сопротивление продолжалось более двух месяцев, после чего повстанцы сдались, а администрации США пришлось пойти на уступки в отношении прав коренных американцев.

Сейчас наиболее ярко сепаратистские тенденции проявляются у племени лакота, которое в 2007 году провозгласило Республику Лакота в центральной части США. Она виртуально включает в себя около 200 тыс. кв. км территории и 100 тыс. человек населения. Автором этой меры был Рассел Минс, который также был участником инцидента в Вундед-Ни. Несмотря на бурную деятельность активистов, говорить о какой-либо политической субъектности этого псевдогосударственного образования не приходится.

Надо отметить, что желания индейцев получить независимость поубавилось с началом деятельности в конце 80-х так называемых «индейских казино»– игорных заведений в резервациях, которые управляются советами племен и имеют налоговые льготы.

* * *
Таким образом, Соединенные Штаты – когда силой, а когда разного рода послаблениями – уверенно держат в узде буйного мустанга сепаратизма. И хотя, согласно опросам, около 25% граждан страны выступают за сецессию их родных штатов, в основном имеет место латентная, кабинетная и тому подобные «беззубые» формы сепаратизма. Которые принимают, например, вид Республики Каскадия, объединяющей Северо-Запад США с Юго-Западом Канады в борьбе за укрепление региональной идентичности или Второй республики Вермонт, стремление к независимости которой ограничивается поддержкой местного производителя.

 

Андрей Величко

Источник: riafan.ru

© 2015, https:. Все права защищены.