Новые альтернативы мировому порядку

В столице Башкирии прошел очередной саммит БРИКС. Главы Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки продолжат превращать свое взаимное сотрудничество в одну из основ нового миропорядка.

БРИКС пытаются позиционировать чуть ли не как новый орган мирового управления, который заменит «Большую Семерку». Апологеты этой теории оперируют с цифрами, указывая, что страны-члены БРИКС все вместе занимают значительную часть территории Земного шара, и их населяет чуть ли не половина человечества. Все это, безусловно, серьезные натяжки.

БРИКС как и G7 является глобальным форумом, однако он не замещает «семерку», а всего лишь представляет из себя ее альтернативу, столь назревшую на сегодняшний день.

Значительная часть «вины» за образование БРИКС лежит на странах Запада. Столь разные государства как Россия, Индия, Китай, Бразилия и Южная Африка никогда бы не объединились для создания такого форума, если бы США и ЕС не злоупотребляли своим контролем над институтами глобального управления. Эти институты (МВФ, Всемирный Банк и др.) по сути превратились в инструменты реализации американских и европейских интересов, особенно в странах третьего мира. Санкции против Ирана и особенно против России показали, что через эти институты Запад может фактически принуждать те или иные страны следовать его интересам. Для ряда государств, высоко ценящих свой суверенитет, такая ситуация оказалась неприемлемой. И поскольку западные страны отказались менять подход и/или реформировать эти институты (например, увеличить квоты в МВФ для развивающихся стран), суверенные государства и решили пойти по пути создания параллельных институтов, больше ориентированных на развивающиеся страны и независимых от воли США или ЕС.  

«БРИКС — поистине уже сложившийся новый центр многополярного мира, новой, более демократичной, системы международных отношений, — заявил замглавы российского МИД Сергей Рябков. — БРИКС — это явление XXI века, и в этом его отличие от военно-политических союзов, которые родом из другой эпохи, от объединений государств, строящихся по иерархическому принципу».

Пока что во фрондеры записалось только 5 стран, однако по словам Сергея Рябкова состав БРИКС может и увеличиться.

«Это предмет новых решений, мы ничего не исключаем, но еще раз: здесь, в БРИКС, мы не торопим события, мы считаем, что то, что должно произойти, должно решаться в ходе согласования национальных интересов без каких-либо попыток давления и навязывания», — пояснил российский чиновник.

Официальная часть саммита началась 9 июля, однако уже 8 числа страны-участницы достигли ряда важнейших решений, направленных на создание альтернативных институтов глобального управления. Так, для оказания помощи друг другу в кризисных ситуациях страны разработали т.н. пул валютных резервов.

«Это своего рода «мини-МВФ» для стран-членов БРИКС, — пояснил министр финансов России Антон Силуанов. —  В случае, если какая-то из стран будет испытывать проблемы с платежным балансом, какие-либо незапланированные оттоки капитала, снижение сальдо по текущему счету, она вправе обратиться к этому пулу, и пул оперативно отреагирует, предоставляя валютные средства для поддержки платежного баланса. Это хороший институт для создания финансовой устойчивости, валютной устойчивости систем наших стран, для поддержания курса рубля в случае волатильности на финансовых рынках».

Объем пула составит 100 миллиардов долларов. Китай туда внесет 41 миллиард долларов, Бразилия, Индия и Россия — по 18 миллиардов, ЮАР — 5 миллиардов долларов. Причем речь не идет о том, что деньги осядут на каком-то наднациональном счете.

«Эти деньги остаются в наших резервах, но если та или иная страна из участниц пула обратится за помощью, тогда страны в рамках своей доли должны будут оказать эту помощь», — пояснила глава Центробанка Эльвира Набиуллина.

Понятно, что стороны не отказываются от МВФ (у которого куда большие фонды и который ориентирован на финансирование долгосрочных проектов), однако Пул станет альтернативой Фонду с точки зрения решения краткосрочных экономических проблем.

Помимо создания Пула, стороны согласовали регламент работы Нового банка развития БРИКС и утвердили его первого президента (индийского финансиста Кундапура Вамана Каматха). Капитал банка составит 100 миллиардов долларов. По словам Антона Силуанова первые проекты с финансированием банка могут появиться уже в этом году. Возможно, речь пойдет о различных проектах в рамках китайского Пояса Шелкового Пути или же инициативах Роснефти. Опять же, Новый Банк развития не станет заменой Всемирному Банку, а лишь будет дополнять его.

Стороны также планируют постепенно отказываться от долларов во взаимной торговли. По словам главы ВТБ Андрея Костина, уже в ближайшее время до половины всех расчетов между странами БРИКС может проходить в национальных валютах.

«Не думаю, что доллар США потеряет свои лидирующие позиции. Но то, что он будет потеснен – об этом можно говорить. Государства БРИКС сегодня играют в мировой экономике существенную роль, мы – безусловно, элемент новой глобальной финансовой архитектуры. Безусловно, мы увидим рост расчетов не в долларах, не в евро, а в юанях и в какой-то степени в рублях. Этот процесс пошел, его не остановить», — считает российский чиновник.

Геворг Мирзаян

Источник: foreignpolicy.ru

© 2015, https:. Все права защищены.