Новый киргизский парламент: победила дружба с Россией

В Киргизии после выборов настала пора раздачи депутатских мандатов. Еще официально не объявлены итоги, но уже идут переговоры между партиями о создании альянсов. Наметки, как будет выглядеть коалиция большинства, кто, куда и как будет вести страну дальше, более или  менее проступают.

Все меньше протестующих

Нет сомнений, что страна и дальше будет продолжать курс на интеграцию и сотрудничество с Россией. Это главный вектор внешней политики, который поддерживали и поддерживают президент Алмазбек Атамбаев и лидирующая в новом парламенте социал-демократическая партия, которая и создавалась лет двадцать назад при участии нынешнего главы государства.

В прежнем парламенте было достаточно группировок и отдельных депутатов, которых трудно было назвать пророссийскими. Это было видно, например, по их отношению к вступлению Киргизии в Евразийский экономический союз. Были и те, кто открыто выступал против, и те, кто не выказывал своих предпочтений явно.

За два-три месяца до выборов даже противникам президента и оппозиционерам стало ясно, что новый парламент будет сильно отличаться от прежнего. Этого не скрывали и в СДПК, где в рядах партии оказались те, кто не был согласен с линией руководства. Поэтому разговоры о том, что в новом парламенте представительство СДПК будет как минимум наполовину обновлено, оказались небеспочвенными.

Впервые будут представлены в законодательном органе три партии. Соответственно, треть депутатов останутся прежними, а две трети – это новые лица в стенах Жогорку Кенеша. Не будет в парламенте Омурбека Абдрахманова, ярого американофила, и Равшана Жээнбекова, еще год назад возглавлявшего «Новое оппозиционное движение», которое тихо уснуло. Не будет также Жылдызкан Жолдошевой, представительницы партии «Ата-Мекен, еле набравшей нужные проценты голосов для вступления в парламент, дамы весьма эпатажной, ура-патриотки. Эти и некоторые знаковые лица прошлого состава были вынуждены сложить с себя полномочия.

По мнению ведущего киргизского политолога Марса Сариева, новый состав будет менее политизирован. «В рядах депутатов от новых партий «Бир Бол», «Оугуу-Прогресс», «Кыргызстан» довольно много чиновников, как нынешних, так и бывших, например бывшие премьер-министры Игор Чудинов и Кубанычбек Жумалиев, и много успешных бизнесменов. Они меньше всего мыслят пропагандистскими лозунгами, как, например, Жолдошева, эти люди – прагматики. А ситуация в стране говорит, что необходимо возрождать экономику, может, даже заново создавать, а для этого им нужны политические инструменты», – считает М. Сариев.

Остается добавить, что вряд ли новый состав парламента будет требовать выхода за рамки уже складывающихся интеграционных процессов в виде ЕАЭС и партнерских отношений с Россией. Например, эту тенденцию давно уже понял один из богатейших людей Киргизии Аскар Салымбеков, владелец крупнейшего в Центральной Азии вещевого рынка с миллиардными оборотами. Он понимал, что отменить правила Таможенного союза, которые резко снизили его доходы по перепродаже товаров из Китая, не удастся. Поэтому он решил не сопротивляться, но возглавить движение вместе со своей партией «Эмгек» и, слившись с партией «Бут Кыргызстан», пойти на выборы. Этот альянс занял седьмое место, немного недобрав голосов для преодоления 7-процентного порога. Однако факт говорит сам за себя  —  крупный бизнес пошел в политику.

Другой причиной того, что в парламенте теперь будет меньше пропаганды, является провал планов Запада, прежде всего США, по созданию в стране мощного оппозиционного движения. Работа с неправительственными организациями, трата огромных денег на «гражданское общество», формирование протестного движения, поддержку вялой оппозиции не принесли результатов. Даже такие американофилы, как вышеупомянутые Абдрахманов и Жээнбеков, перебежали в ряды партии «Ар-Намыс», лидер которой Феликс Кулов считается пророссийским. Но это не помогло им сохранить депутатские мандаты – партия не прошла в парламент.

Прозападные политологи Киргизии активно критиковали прошедшие выборы, но их недовольство касалось деталей: сбои компьютерных систем, сбор биометрических данных, нарушения на отдельных участках. Но международные наблюдатели, как от СНГ, так и стран Запада отметили, что эти выборы были самыми демократичными за всю историю независимой Киргизии.

Теперь остается ждать выборов нового премьера и формирования нового правительства, которое, бесспорно, продолжит начатый курс на евразийскую интеграцию.

«Контра». Но не сильная

За несколько дней до открытия избирательных участков в Киргизии известный российский телеведущий Максим Шевченко в своей аналитической телепрограмме «Точка» сказал, что в выборах участвуют 14 партий и все они пророссийские. Если бы так…

Второе место заняла партия «Республика – Ата-Журт», лидеры которой Омурбек Бабанов, бывший премьер, и Камчыбек Ташиев, отстраненный Центризбиркомом от участия в выборах за избиение представителя конкурирующей партии, никогда не отличались особым расположением к России. Вдобавок К. Ташиев не скрывает своих националистических взглядов. Широко известна его фраза, сказанная пять лет назад перед тогдашними парламентскими выборами: «Если русские, узбеки или турки скажут, что они – наравне с киргизами или выше их, государство развалится». А О. Бабанов периодически защищает товарища по партии от обвинений в национализме, утверждая, что ничего плохого в этом нет. Но при всем при этом Бабанов имеет в России бизнес, а Ташиев занят там поисками вложения капитала, своих детей он учит в российском вузе.

Нельзя сказать, что и партия «Ата-Мекен», еле перебравшаяся через 7-процентный порог, испытывает особую любовь к России, особенно ее лидер Омурбек Текебаев. Правда, поскольку у этой партии  самая малая фракция в парламенте, то вряд ли ата-мекеновцы будут там что-то решать. И вообще, СДПК будет формировать коалицию большинства. Вкупе с партией «Кыргызстан», которую изначально назвали сателлитом СДПК, они набирают 55 голосов из 120. То есть им достаточно взять в «спутники» кого-то из партий «Бир Бол» или «Онугуу-Прогресс» или обе сразу и большинство голосов обеспечено.

В этом случае «Республика – Ата-Журт» и «Ата-Мекен» окажутся в глубоком меньшинстве и оппозиции. Даже О. Бабанов не станет биться с Атамбаевым и его партией за право формировать коалицию большинства. Лидеру партии «Республика – Ата-Журт» нужен союз с СДПК, чтобы получить пост премьер-министра и попробовать показать себя с лучшей стороны, так как не за горами президентские выборы, а Бабанов, учитывая, что Атамбаев не собирается на второй срок, имеет шанс стать главой государства.

Так что нельзя утверждать, что все партии, прошедшие в парламент, являются пророссийскими. Ситуация, однако, такова, что партиям, оказавшимся в меньшинстве, а это именно те, кто без восторга относится к российскому вектору внешней политики президента Атамбаева и лидирующей СДПК, просто невыгодно вставать в протестную позу и сразу зачислять себя в оппозицию.

В то же время не будем забывать, что «пророссийскость» нового парламента – вовсе не самоцель. Главное, чтобы парламентарии были искренно озабочены нуждами и проблемами своей страны, заботились о ее перспективах. Другое дело, что выгоды Киргизии как раз и лежат в плоскости крепких дружественных связей с Россией и тех процессов евразийской интеграции, к которым страна подключилась еще при прежнем составе Жогорку Кенеша.

Точно так же не стоить забывать, что США проиграли всего лишь данный этап политической игры в Киргизии. Учтя негативный опыт, они явно постараются восстановить свое былое влияние на страну, для чего переформатировать внутриполитическое пространство под себя. Ресурсы, как финансовые, так и людские, у них есть.

Источник: politobzor.net

© 2015, https:. Все права защищены.