О новом назначении главы столицы Дагестана

Назначение министра строительства и ЖКХ Дагестана Мусы Мусаева на должность очередного врио главы администрации Махачкалы означает прежде всего усиление позиций главы правительства республики Абдусамада Гамидова. С семьей Гамидовых была связана практически вся карьера Мусаева – сначала в коммерческом банке «Эльбин», а затем в кабинете министров Дагестана.

Однако хронические проблемы Махачкалы, которые только обострились при его предшественнике Магомеде Сулейманове, никуда не делись, а ресурсов на их решение в условиях экономического кризиса будет еще меньше.

Впрочем, главная задача Мусаева на ближайшие два месяца – обеспечить контроль над выборами муниципальных депутатов Махачкалы, которые и будут утверждать врио-3 в должности главы администрации города на постоянной основе.

Человек Гамидовых

В коридорах власти Дагестана Муса Мусаев оказался еще в прошлом десятилетии. В 1999 году он занял пост первого заместителя руководителя финансового управления министерства финансов республики и оставался им на протяжении последующих десяти лет. Все эти годы Минфин Дагестана бессменно возглавлял Абдусамад Гамидов, нынешний премьер-министр республики.

А до того как занять должность в правительстве, Муса Мусаев шесть лет проработал в должности начальника валютно-экономического отдела в коммерческом банке «Эльбин», основанном семьей Гамидовых. 

В отличие от большинства дагестанских банков, которые лишились лицензии ЦБ РФ за последние годы, банк «Эльбин» устоял и сейчас является вторым по размеру активов в своем регионе.

В дальнейшей биографии Мусы Мусаева был короткий эпизод (2009-2010 годы), когда он работал в администрации Махачкалы первым заместителем начальника финансового управления (город в тот момент возглавлял Саид Амиров). Но вскоре Мусаев вернулся в Минфин и еще два года проработал начальником управления финансово-бюджетного контроля и надзора. 

В сентябре 2013 года, после того как его патрон Абдусамад Гамидов был назначен премьер-министром, Мусаев пошел на повышение – ему доверили целое министерство строительства, архитектуры и ЖКХ. Его деятельность во главе этого ведомства не раз получала положительную оценку руководства Дагестана, в частности, в связи с реализацией программ по переселению граждан из аварийного жилья. Этот момент отметил врио руководителя администрации главы и правительства Дагестана Исмаил Эфендиев, представляя кандидатуру Мусы Мусаева чиновникам махачкалинской мэрии.

Предшествующий врио главы администрации Махачкалы Магомед Сулейманов («Моряк») также считался человеком, близким к Абдусамаду Гамидову – оба они выходцы из даргинского села Мекеги и, по некоторым сведениям, довольно близкие родственники. Но предыдущие должности Сулейманова – мэр города Избербаша, спикер Народного Собрания, руководитель территориального фонда медстрахования – были куда более «тяжеловесны», чем послужной список Мусы Мусаева.

Поэтому появление Мусаева на посту врио мэра Махачкалы можно рассматривать как безусловную аппаратную победу Абдусамада Гамидова, который теперь может считаться вторым по степени влиятельности политиком в Дагестане после главы республики Рамазана Абдулатипова.

«Пятый пункт»

Назначение Мусы Мусаева врио-3 имеет и еще один чрезвычайно важный аспект. Мусаев является этническим даргинцем, а это означает, что руководство Дагестана решило не изменять сложившейся неформальной традиции, в рамках которой должность мэра Махачкалы закреплена именно за этой национальностью.

После того как отставка Магомеда Сулейманова была фактически предрешена, комментаторы стали искать кандидатуру его преемника именно среди даргинцев.

В частности, называлось имя министра промышленности, торговли и инвестиций Юсупа Умавова, не имевшего очевидных связей с влиятельными кланами. Однако выбор руководства Дагестана остановился на другом министре-даргинце.

Муса Мусаев является выходцем из Сергокалинского района, его отец Асхабали Мусаев – участник Великой Отечественной войны, заслуженный работник сельского хозяйства. В советское время он возглавлял ряд крупных сельхозпредприятий, в том числе рисовый колхоз «Огузерский» в Кизлярском районе, был награжден орденом Трудового Красного знамени.

Но главным в назначении Мусы Мусаева является все же не этнический расклад, а то, что на пост руководителя Махачкалы по-прежнему не удалось прорваться руководителю дагестанского отделения Пенсионного фонда РФ Сагиду Муртазалиеву.  

Для каждого участника нынешнего правящего «триумвирата» Дагестана (Рамазан Абдулатипов, Абдусамад Гамидов и спикер Народного собрания Хизри Шихсаидов) появление во главе Махачкалы этой излишне самостоятельной фигуры было бы явно неприемлемо. Что же касается Мусы Мусаева, то он точно не будет претендовать на какие-то политические очки и в этом смысле выглядит вполне подходящей кандидатурой на пост сити-менеджера.

Несносные постройки

Впрочем, в этом назначении просматривается и определенная профессиональная логика. Тот факт, что Махачкалу возглавил именно министр строительства, архитектуры и ЖКХ, однозначно говорит о том, в каком направлении от врио-3 ждут первоочередных действий.

Результаты года работы Магомеда Сулейманова в сферах градостроительства и благоустройства действительно нельзя назвать удовлетворительными. Махачкалу и раньше было сложно назвать чистым и ухоженным городом, а за последнее время ситуация заметно ухудшилась. Еще зимой проблемы махачкалинского ЖКХ вынес на всеобщее обозрение топовый блогер Илья Варламов, опубликовавший в интернете большой фотоотчет о визите в Дагестан. 

Не сдвинулось с мертвой точки и решение давней проблемы незаконного строительства, хотя Магомед Сулейманов не раз объявлял самострою войну и даже санкционировал снос нескольких подобных объектов. Однако все это привело скорее к обратным результатам.

В конце июня, выступая на сессии Народного собрания в рамках «правительственного часа», Муса Мусаев охарактеризовал жилищное строительство в Махачкале как имеющее «эпидемический характер». По его словам, 148 из 446 многоэтажных домов в столице Дагестана строятся без разрешений, а 44 дома эксплуатируются без документов о вводе в эксплуатацию. Это же обстоятельство стало поводом для критики Сулейманова со стороны Хизри Шихсаидова на сессии Народного собрания, где «Моряку» был объявлен вотум недоверия со стороны руководства республики.

О необходимости борьбы с самостроем Муса Мусаев заявил в первом же выступлении перед городским активом в день назначения на новую должность. «В первую очередь необходимо разобраться со всем этим беспорядком, который творится в строительном секторе, – сказал он. – Также требуют своего решения проблемы электроснабжения, необходимо направить свои силы и на развитие территорий нашего города».

В последнем случае Муса Мусаев, скорее всего, имел в виду ускорение работ по формированию Махачкалинско-Каспийской агломерации, которые он курировал в качестве министра строительства Дагестана.

В октябре прошлого года Махачкалинско-Каспийская агломерация вошла в десятку пилотных проектов по развитию агломераций, которые, как предполагается, получат финансирование из федерального бюджета. В его рамках на территории бывшего махачкалинского ипподрома, в частности, предполагалось построить город-спутник «Каспий-сити». В новой должности Муса Мусаев сможет продолжить работу над этими начинаниями.

Испытательный срок

Однако с первых же дней очередному врио мэра Махачкалы придется работать в жестких условиях нехватки у города собственных средств. «В городе накопилось много проблем с реализацией приоритетного проекта развития республики «Обеление экономики», с обеспечением доходной части», – констатировал вице-премьер Дагестана Раюдин Юсуфов, представляя кандидатуру Мусы Мусаева в городской администрации.

В переводе с административного на русский это означает, что в Махачкале очень слабо собираются налоги, что и стало одной из главных причин быстрой отставки Магомеда Сулейманова. По итогам прошлого года плановые задания по собственным доходам в Махачкале были выполнены всего на 69%, а в первые месяцы этого года ситуация не слишком изменилась.

В конце мая на заседании городского штаба по мобилизации доходов бюджета заместитель главы горадминистрации Хаким Ашиков сообщил, что в Махачкале наблюдается тенденция к увеличению поступлений в доходную часть бюджета, и даже заметил, что работа с налоговыми резервами позволит собрать около 100 млн рублей сверх нормы.

Но в то же время Ашиков сообщил, что необходимо на уровне городского собрания депутатов уменьшить налоговое задание на текущий год примерно на 500 млн рублей. Раюдин Юсуфов уже пообещал, что руководство республики окажет городу поддержку в вопросах формирования бюджета, правда, в случае очередных провалов по сбору налогов «крайним» явно окажется новый глава города.

Хотя на ближайшие два месяца главный фронт работ для Мусы Мусаева будет все же несколько иным. На 15 сентября в Махачкале назначены выборы муниципальных депутатов, которые впервые пройдут по новой схеме – через три внутригородских района.

Поэтому сейчас основные усилия администрации города и руководства республики будут сосредоточены на том, чтобы обеспечить в новом созыве махачкалинского горсобрания лояльное большинство. Новый состав депутатов и должен поставить точку в затянувшейся на два года эпопее с временными руководителями города.

Рамазан Магомедов

Источник: kavpolit.com

© 2015, https:. Все права защищены.