Охота на Тверка

Недавно я участвовал в очень интересной конференции: проходила она в Таллинне, носила имя первого президента пост-советской Эстонии Леннарта Мери, а главная тема была сформулирована как «Limits of power». Можно перевести как «Границы силы».

В числе прочих активно дискутировался вопрос о том, можно ли считать путинскую Россию тоталитарным государством и насколько соотносится то, что происходит у нас сейчас, с достопамятной советской эпохой.

Свою версию (на конференции я её не высказывал, поскольку выступал на другие темы) я сформулировал бы так: Россия — государство автократическое, с началами демократии распрощавшееся и стремительно двигающееся в сторону тоталитаризма, хотя и по кривой дорожке.

Теперь поясню. При том что политическое поле в стране уже подстрижено и зачищено (существует фейковая оппозиция в лице коммунистов и жириновцев; оппозиция реальная сидит или связана по рукам и ногам), имеется ещё несколько недоработанных тем, без которых законченной тоталитарности быть не может. Это (возможно, список не полный, я не специалист): единая идеология; тотальный контроль в области культуры и медиа; вмешательство государства в частную жизнь.

Именно в этих направлениях, как совсем нетрудно заметить, сейчас и проводится активнейшая работа.

Идеология у нынешней российской номенклатуры не вытанцовывалась очень долго. Да и то, что получилось сейчас, — крайне мутно, противоречиво и, в отличие от либерализма или коммунизма, научно никак не обосновано. Агрессивная смесь великодержавности, ксенофобии, православия, милитаризма с рудиментами в виде рыночной экономики и советской ностальгии.

Логики в этой ершистой смеси нет, но на интуитивном и эмоциональном уровне (а что ещё народу надо?!) она воспринимается. Имеется иконостас, где традиционные православные сюжеты дополнены Сталиным, Путиным, Днем Победы и Крымом.

И, что крайне важно в контексте новой идеологии, «анти-иконостас»: Америка, гомосексуалисты, либералы, Майдан, фашисты. Анти-иконостас клянут даже больше, чем иконостас славят.

Контроль в области культуры, медиа и стиля жизни осуществляется в соответствии с принципами новой идеологии и несколько иными методами, нежели в СССР. Цензуры (вроде советского Главлита) официально нет — зато имеются безумные законы (например, о защите чувств верующих), которые можно трактовать во всю ширь. А также бдительные граждане и активисты, которые вкупе со вспотевшими от старательности чиновниками претворяют эти законы в жизнь.

В результате отменяются концерты, срываются спектакли, шельмуются фильмы, громятся выставки, закрываются порталы и отправляются за решётку блогеры. Отличие от совка имеется лишь одно: окончательная тотальность не налажена, и ересь в щели проникает. Отчасти и при попустительстве власти: пусть видят, что у нас свобода и демократия! Максимум лицемерия — ещё одно отличие путинизма от прямолинейного «развитого социализма».

Соблюдение идеологической догмы всё чаще переходит границу абсурдного. Грандиозные скандалы — более того, аресты! — случились из-за того, что девушки в провинциях плясали танец «тверк» (весёлый, но умеренно-эротический): в одном случае, в трико цветов гвардейской ленты, в другом — на фоне военного мемориала. Из книжных магазинов изъяли всю литературу — антифашистскую, разумеется, — с изображением «нацистской символики».

Можно бесконечно иронизировать над несоразмерностью реакции, вспоминать Кукрыниксов и Штирлица — но этот бред происходит, и извинений не приносится!

Идиотизм чиновников идёт от страха, а страх — среда тоталитаризма. Один тверк говорит о нынешней атмосфере в России больше, чем все успокаивающие речи больших начальников и их пресс-секретарей. Можно степень путинизма измерять в тверках.

И последнее: о вмешательстве в частную жизнь. Я не сказал бы, что этим систематически занимается государство непосредственно; оно, скорее, создаёт нужный фон и делегирует грязную работу своим лояльным активистам.

Потенциально под ударом, разумеется, секс-меньшевики и атеисты. Но не только они. Помню, как мои студенты охали и поражались, когда я рассказывал о том, как в годы советской власти дружинники ловили на улице и в кафе стиляг и хиппарей, стригли им волосы и распарывали узкие брючки. Welcome back: в сети уже полно рассказов, как патриоты нападали на людей в майках с «вражескими» флагами (отнюдь не свастикой, как вы понимаете), а теперь ещё и казаки патрулировать улицы и клубы собираются!

Конечно, рваный t-shirt или 15 суток за танец — это далеко не ГУЛАГ. Но крутой маршрут просматривается.

Источник: bbc.co.uk

© 2015, https:. Все права защищены.