Перемирие в Донбассе чрезвычайно хрупкое

 Отвод вооружений от линии разграничения в Донбассе идет с нарушениями, но ситуация в целом улучшилась. О работе наблюдателей ОБСЕ рассказал корреспонденту DW замглавы Специальной мониторинговой миссии.

В марте между Украиной, Россией, ОБСЕ и представителями сепаратистов было подписано соглашение об отводе от линии разграничения в Донбассе танков, артиллерии калибром не менее 100 мм и минометов калибром до 120 мм включительно. Срок истекает во вторник, 10 ноября. Сохраняется ли перемирие в районе конфликта? Как проходит работа наблюдателей ОБСЕ, осуществляющих верификацию отвода? C этими вопросами DW обратилась к заместителю главы СММ Александру Хугу.

DW: Господин Хуг, украинская армия и отряды так называемых ДНР и ЛНР провели уже два этапа отвода. Может ли это подтвердить миссия ОБСЕ?

Александр Хуг: Важно упомянуть, что в конце сентября были согласованы дополнения к пакету минских соглашений. Подписаны они были теми же сторонами. Процесс реализации этих дополнений продолжается доныне. Верификация (со стороны СММ ОБСЕ. — Ред.) не завершается к какой-то определенной дате. Есть разница между физическим отводом вооружений, размещением их в местах специального хранения и верификацией — проверкой, что оружие не только помещено в хранилища, но и остается там. СММ прилагает усилия, чтобы работа по верификации шла дальше регулярно и планомерно, даже после фактического отвода вооружений.

— Согласно февральским договоренностям в Минске, стороны должны были отвести от линии разграничения реактивные системы «Град». К октябрю этого не произошло. А сейчас?

— В самом деле, тяжелые вооружения, упомянутые в февральском пакете договоренностей, через две недели после его подписания уже должны были быть отведены. Мы видели, как некоторая часть вооружений была передислоцирована в сторону, предназначенную для отвода. Немалую часть собрали в хранилища. Мы наблюдали два феномена. Во-первых, собранное вооружение исчезало из мест хранения — оружия больше не было там, где мы его зарегистрировали. Во-вторых, оружие по-прежнему находилось на линии соприкосновения. Неоднократно наблюдалось применение ракетных пусковых установок типа «Град», мы зарегистрировали два случая. В районе Старомихайловки была найдена отдельная ракета «Град», запущенная с северо-западной стороны, затем обнаружили ракету на западной стороне Донецка, тоже запущенную с северо-запада. Мы сообщали, что в нарушение договоренностей об отводе вооружений неоднократно обнаруживали замаскированные ракетные пусковые установки на стороне украинских правительственных войск.

— Существуют ли сейчас помехи для работы миссии?

— СММ ОБСЕ имеет сейчас больше доступа к линии разграничения, что отчасти объясняется значительным улучшением ситуации с безопасностью. Риск снизился, и мы можем продвигаться дальше, но миссия по-прежнему не имеет возможности открыть пункты постоянного присутствия на линии разграничения, поскольку те, кто осуществляет контроль в зонах, не контролируемых правительством, не слишком сильно нам помогают. Нам только в Стаханове на Луганской стороне удалось создать и открыть так называемую базу передового патрулирования (forward patrol base). Предполагается создание других таких же. Все, что нам нужно, это поддержка со стороны тех, кто осуществляет эффективный контроль на местах и может гарантировать безопасность нашего персонала и имущества.

Источник: dw.com

© 2015, https:. Все права защищены.