Почему Исламское государство не победить при помощи бомб

Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ)* находится сегодня в центре мирового внимания. Его военные и политические успехи, затмившие «достижения» Аль-Каиды, приводят нас в недоумение.

Как и почему посреди современного Ближнего Востока возрождается средневековый халифат? Анализ политических, экономических и социологических причин не дает убедительного ответа. Между тем, когда разговор заходит об идеологии ИГИЛ*, мы ограничиваемся штампами вроде «радикальный исламизм», «исламский экстремизм», «джихадизм», что не позволяет увидеть безусловную новизну этой идеологии. Дело в том, что учение ИГИЛ* опирается не только на исламские источники, но и на левацкую теорию и практику революционной борьбы и государственного строительства. Наследие Мао, Пол Пота и Че Гевары парадоксальным образом уживается в нем с наследием салафизма. И это является причиной успеха Исламского государства*, причем не только на Ближнем Востоке. Недаром оно, как магнит, притягивает к себе джихадистов со всего мира. Россия не исключение.

Пуритане Востока

 Салафизм зародился в середине IX века внутри суннизма, получил развитие в средние века и этимологически связан с термином «салаф» (в переводе с арабского — предки). Под «предками» понимаются первые три поколения мусульман, включая Мухаммеда, которые практиковали «истинный ислам». Пафос салафизма сводится к тому, чтобы восстановить такой ислам, очистить его от наслоений. Этим они напоминают английских пуритан, которые также рьяно боролись за возрождение библейской веры. Подобно пуританам, салафиты прибегали для этого как к воинственным, так и к мирным, молитвенным методам. При этом радикалы и мистики нередко враждовали друг с другом. Эта вражда сохраняется и по сей день. Салафитские имамы не скупятся на фетвы против ИГИЛ*, теологи которого (и прежде всего новоявленный халиф Абу Бакр аль-Багдади, с отличием защитивший в 2007 году докторскую диссертацию в багдадском Университете исламских исследований) подчеркивают свои салафитские корни как раз в самом воинственном их изводе.

Отсюда их крайне агрессивное отношение к шиитам, которые почитают могилы святых, подменяя «истинный монотеизм» идолопоклонством. Просто разрушать «еретические» святилища недостаточно — надо убивать и тех, кто в них молится. Отсюда же невероятная жестокость ко всем, кто нарушает шариат. Закон следует возродить в его первозданной чистоте, включая такие меры, как отрубание голов и рук и побивание камнями. Все должно быть, как во времена пророка, наставляет халиф Абу Бакр аль-Багдади. И его верные адепты с усердием воплощают наставления в жизнь
Добро пожаловать в Дабик

 Важнейшей чертой учения ИГИЛ* является напряженный апокалиптизм, также восходящий к раннему исламу. Журнал движения, издающийся на английском языке (!), называется «Дабик». Дабик — это небольшой сирийский городок, но дело в том, что с ним связано апокалиптическое пророчество Мухаммеда в одном из хадисов. Говорится там следующее: последняя битва между римлянами и мусульманами произойдет именно в Дабике. Победят, естественно, силы добра, мир в своем нынешнем виде перестанет существовать. Затем Махди (мессия) построит потустороннее царство добра и справедливости, посюстороннюю предтечу которого в виде халифата и начал возводить ИГИЛ*. Есть версия, что провозглашенный халиф и является Махди, но тайное станет явным лишь тогда, когда придет срок. Понятное дело, что римлян нынче днем с огнем не сыщешь, но игиловцы отождествляют их с крестоносцами, а там уже один шаг до американцев и вообще Запада. Становится ясно, почему журнал издается на английском языке: кроме мусульман из самых разных стран, он адресован и врагу. По опросу PEW Research Center (исследовательская организация в США. — NT) от 2012 года, пришествия Махди ждут 40 процентов мусульман по всему миру — более того, они верят, что он придет еще при их жизни. Подогреть эти настроения и входит в задачи ИГИЛ*, которое таким образом легитимизирует в глазах верующих свое существование и повышает собственную популярность. Но конца света можно ждать еще долго — поэтому его надо форсировать, заманивая римлян-крестоносцев-американцев в Сирию и конкретно в Дабик. Чем быстрее заманим, тем быстрее произойдет апокалиптическая битва, а там и переход мира в иное состояние. Поэтому и казни западных заложников стали записывать на камеру в Дабике, как бы приглашая «крестоносцев» отомстить за единоверцев
ИГИЛ* по-японски

 Форсирование конца света — вещь не новая в истории религии. В 1995 году лидер апокалиптического японского культа Аум Синрике Сёко Асахара забеспокоился, что конец света, приход которого он предсказал, никак не наступает. И поэтому надо его подтолкнуть. Сказано — сделано. Адепты гуру распыляют зарин в токийском метро в утренние часы пик, когда там бешеная давка, причем на станциях, где сконцентрировано большинство госучреждений. И это не случайно. Сёко Асахара хорошо подготовился к концу света. Его организация по своей структуре четко дублировала правительство, включая даже министерство здравоохранения (его сотрудники, кстати и изготовили зарин), чтобы в тот момент, когда мир закончит свое наличное существование и государство рухнет, теневое правительство Асахары спокойно могло бы взять штурвал в свои руки и повести оставшихся в живых прямиком в рай на Земле. Напомним, что ИГИЛ* создает на захваченных территориях систему управления четко в соответствии с законом шариата — она сможет пригодиться в потустороннем будущем
Гибрид ислама с маоизмом

Призывая вернуться в исламское прошлое, ИГИЛ* вовсе не брезгует современностью. Оно успешно использует новейшие интернет-технологии, обгоняя в этом отношении не только других исламистов, но и опережая многие западные наработки (по слухам, это направление возглавляет выпускник MIT — Массачусетского технологического института). Исламское государство* обязано своими победами не только фанатизму и жестокости, но и знакомству с самыми современными методами ведения войны. Наконец — и это самое интересное — оно ведет эту войну, опираясь на левацкую революционную идеологию. Например, в его военной стратегии четко прослеживается три фазы: первая — создать с помощью безграничного насилия «освобожденные» районы, вторая — начать управлять этими районами с помощью квази-государственных методов и добиться этим поддержки населения, которое к этому моменту устанет от насилия и будет мечтать об обретении безопасности любым путем, и третья – объединить эти районы в новое государство. Эти три фазы удивительным образом напоминают теорию революционной войны председателя Мао. Конечно, с исламской спецификой
Эффективные менеджеры

Американскому исследователю Стиву Нина посчастливилось найти труд, который объясняет это сходство. Он называется «Управление варварством» (The Management of Savagery) и появился в интернете в 2004 году. Автор скрывается под псевдонимом Абу Бакр Наджи. Нина предполагает, что он принадлежит к кругу исламистских идеологов, которые поспешили разработать новые эффективные методы военной и политической борьбы после разгрома Аль-Каиды в Афганистане. Абу Бакр Наджи декларирует, что исламистам вовсе не зазорно прибегать к западным методам. Он проводит различие между «универсальными законами» в политике и военных действиях и «божественными законами» и настаивает, что первые вполне могут применяться, если они в целом не противоречат законам шариата, причем их совершенно не надо обосновывать с точки зрения последних. Главное, чтобы они служили великой цели строительства исламского государства.

 ИГИЛ* по-протестантски

Борьба с современностью при помощи современных методов отнюдь не является ноу-хау игиловцев. Пальма первенства принадлежит здесь протестантским фундаменталистам. Они не первый год пользуются новейшими достижениями цивилизации (от IТ до PR технологий), а в борьбе с оппонентами прибегают к тактике и стратегии леваков — например, к уличному насилию. Битва с ЛГБТ и современной культурой — тому наглядные примеры. И чем сильнее апокалиптические элементы в фундаменталистской среде, тем более радикальные методы используются. Например, подрывы абортариев в США религиозными противниками абортов (а у них очень сильны ожидания конца света) — это явная тактика городской герильи в духе какого-нибудь Че Гевары. Вот и такая апокалиптическая организация, как ИГИЛ*, заимствовала из секулярной сферы именно тактику и стратегию революционной войны, опираясь на наследие Мао, Пол Пота и Че Гевары. Ирония ситуации в том, что мы с нетерпением ждем от ислама, когда он либерализуется и вступит на путь взаимодействия с секулярным обществом, а он на него уже вступил. Однако путь этот ведет вовсе не к либерализации, а к использованию методов революционной борьбы для достижения исламских целей. Добавим, что и идея глобального джихада — это парафраз глобализации, одной из главных секулярных идеологем. Да, мы вовсе не против глобализации, но под черными знаменами ислама, утверждают строители всемирного халифата.

Джихад на экспорт
Это и объясняет причины популярности ИГИЛ* среди молодежи исламских диаспор Запада. «Управляемое варварство» так легко вовлекает в свою орбиту молодых мусульман, выросших на Западе и, казалось бы, утративших связь со своими корнями, потому что сочетает в себе левацкую идею революционного насаждения справедливости и исламский апокалиптизм. И теперь мы видим в интернете, как джихадисты в черном заносят ножи над несчастными заложниками, как над жертвенными животными, изъясняясь при этом на хорошем английском, который выдает обучение в приличном британском университете. Борьба за справедливость по-исламски увлекает и нашу мусульманскую молодежь — особенно с Северного Кавказа. Их подстегивает уверенность в том, что истинный ислам отстаивает себя на полях сражений в Сирии и Ираке, тогда как российские имамы его предали, танцуя под дудку государства.

Зубы дракона

Если строительство халифата провалится, апокалиптика в нем начнет нарастать. Адепты Абу Бакра аль-Багдади могут объявить его Махди, как это случилось в 1979-м с Джухайманом аль-Утайби, попытавшимся захватить Заповедную мечеть в Мекке. В этом случае мотивы конца света начнут усиливаться, и битва между верными и неверными будет все больше осмысляться в потустороннем измерении. Включение этого последнего мобилизационного ресурса приведет к усилению кровопролития, число «живых бомб» и их жертв неизмеримо возрастет. Впрочем, всем нам давно ясно, что легкой победы над ИГ* не будет. Более того, даже если этот дракон и будет убит, его зубы дадут богатый урожай и можно только гадать, кто и каким образом подхватит черное знамя исламской революции после того, как оно выпадет из рук нынешнего халифа.

 * ИГИЛ, или ИГ («Исламское государство») — террористическая группировка, запрещенная в РФ

Борис Фаликов

Источник: newtimes.ru

© 2015, https:. Все права защищены.