Почему Россия не будет платить Украине за Донбасс

Украина намерена требовать от России возместить ущерб за разрушенный в ходе войны Донбасс в размере 350 млрд долларов. Откуда взялась эта сумма, и какова вероятность того, что украинские власти ее получат, разбиралось Федеральное агентство новостей.

Они нам за все заплатят

Гигантскую цифру, вдвое превышающую ВВП Украины по состоянию на 2013 год, озвучил первый замминистра экономического развития Украины Александр Боровик. «На каком-то этапе Россия будет платить. Нам надо посчитать, нам надо быть готовым и надо лоббировать везде, где мы можем», – заявил он в интервью местному телеканалу.

Поражает даже не столько величина этой гипотетической компенсации или нарочитая убежденность в том, что российские власти будут готовы ее выплатить, а то, насколько она не соотносится с реально оцениваемым ущербом. Хотя, конечно, как говорил ранее глава Народного совета ДНР Андрей Пургин, «им виднее – они разбомбили».

Для сравнения, в сентябре 2014 года Управление ООН по координации гуманитарных вопросов оценивало ущерб, нанесенный инфраструктуре Донецка и Луганска в 440 млн долларов. В том же месяцеПетр Порошенко сообщал о желании собрать для восстановления Донбасса фонд в размере 1 млрд долларов. А в октябре прошлого года, по словам тогдашнего министра финансов Украины Александра Шлапака, ущерб народному хозяйству на контролируемой украинскими ВС территории бывших Донецкой и Луганской областей составил 2 млрд долларов.

Даже месяц назад украинский вице-премьер и глава Минрегионразвития Геннадий Зубко говорил о «всего лишь» 1,5 млрд долларов. При этом во всех перечисленных случаях предполагалось обратиться за помощью к международным финансовым донорам.

В январе этого года представители ДНР озвучили свою сумму ущерба Донбассу от действий украинских войск. По минимальной оценке, касающейся в основном затрат на восстановление гражданской инфраструктуры, эта цифра составляет примерно 4,5 млрд рублей, или около 80 млн долларов. Об этом сообщила уполномоченный по правам человека Донецкой народной республики Дарья Морозова.

Его пример другим наука

Почему же свеженазванная величина ущерба выросла в сотни раз, а на роль главного должника была назначена Россия?

Оказывается, чиновник из украинского Минэкономразвития указал 350 млрд долларов по аналогии с выплатами, которые через институты ООН должен был заплатить Ирак за вторжение в Кувейт в 1990 году. «350 млрд долларов получилось, когда Ирак напал на Кувейт. Потом решили, что они должны 320 млрд долларов. Если сравнивать, как долго эта агрессия была и как долго продолжается агрессия России против нас, это почти соизмеримо», – уверен Александр Боровик.

Оставив в стороне эту занимательную арифметику, отметим, что к Ираку, чья армия за этот международно признанный акт агрессии была разбита США и их союзниками в ходе операции «Буря в пустыне», были выдвинуты претензии на сумму 352 млрд долларов. Отдавать долг иракские власти должны были отчислением процента от выручки за продажу нефти. Однако реально выплаченная сумма по состоянию на конец 2014 года составила 52,4 млрд долларов, и еще 4,6 млрд числится за Ираком в качестве финального платежа.

Что касается продолжительности «российской агрессии»: если, согласно логике Боровика, сопоставлять ее с оккупацией Кувейта, получается, что Россия «вторглась» в Донбасс примерно в октябре. Интересно, что в то время никаких крупномасштабных боевых действий, в которых можно было бы заподозрить участие российских военных, не велось: все бои имели характер локальных стычек и осуществлялись в условиях формального перемирия. А вот как раз соглашение о прекращении огня было заключено 5 сентября в Минске при активном посредничестве России.

Отдача замучает

Эксперты сходятся во мнении, что и названная сумма совершенно произвольна, и заставить платить Россию шансов нет никаких. Для того чтобы пояснить последнее утверждение, необходимо совершить небольшой исторический экскурс.

Со времен античности неотъемлемой частью многих военных действий были контрибуции – различные формы платежей и других материальных взысканий проигравшей в войне стороны в пользу победителя. Их размер во многом зависел от желания победившей стороны, тяжести нанесенного поражения, политической ситуации и других подобных факторов. В годы мировых войн контрибуции приняли несколько более цивилизованную форму репараций, которые номинально не являются произвольными и должны соотноситься с нанесенным ущербом.

Таким образом, украинские власти намерены добиваться от России репараций за якобы совершенную агрессию, которая в соответствии с международным правом определяется как незаконное применение силы одним государством против суверенитета другого государства и факт которой должен быть зафиксирован ООН. Кроме того, обязательным признаком агрессии является первенство в применении силы.

Так что украинцам надо будет доказать членам ООН, что Россия, во-первых, является активной стороной конфликта, а во-вторых, стала инициатором вооруженных действий на Украине. Причем речь идет не просто об абстрактном участии или некой заинтересованности в наличии конфликта, а именно о том, что «официальные» вооруженные силы РФ совершили акт агрессии, заняв территорию Украины.

Естественно, недавно принятый украинским парламентом соответствующий законодательный акт доказательством не является. Других объективных аргументов украинская сторона до сих пор не привела, а само российское вторжение отрицается не только нами, но и мировым сообществом, включая зарубежных политиков и международных наблюдателей от различных организаций. Да и сами украинские военные в это не особенно верят.

Более того, в период активных боевых действий у российско-украинской границы были неоднократно зафиксированы якобы случайные обстрелы приграничной территории РФ. Это значит, что у России при желании куда больше шансов доказать украинскую агрессию. Поэтому высказывания о многомиллиардных компенсациях со стороны России иначе как популистской риторикой, преследующей исключительно пропагандистские цели, не назовешь.

В сжатой форме это сформулировал глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, написавший в своем Twitter: «Киевский режим самозабвенно разрушал Донбасс, бомбил города и заводы, а теперь требует 350 млрд долларов с России. Странно. И бесперспективно».

 

Андрей Величко

Источник: riafan.ru

© 2015, https:. Все права защищены.