Правительственный переполох в Грузии

После отставки еще двух министров правительство будет укомплектовано заново.

Премьер-министр Ираклий Гарибашвили заверяет, что все под контролем и страна развивается успешно, но значительная часть населения разочарована деятельностью экономической части правительства.

Новый состав правительства?

С интервалом в два дня подали в отставку сразу два члена правительства Грузии — главы природоохранного и спортивно-молодежного ведомств. В результате количество министров, покинувших кабинет со времени его последнего утверждения, достигло 7 человек — больше трети состава, что, по Конституции, приводит к процедуре повторного утверждения правительства парламентом.

Некоторые сторонники оппозиции высказывали надежду, что президент Георгий Маргвелашвили, который формально вносит кандидатуру премьер-министра на утверждение парламента, мог бы предложить кого-то вместо Ираклия Гарибашвили. Два первых лица Грузии, как известно, не скрывают прохладного отношения друг к другу. Так же критически в адрес Маргвелашвили высказывается «гуру» и учитель Гарибашвили, бывший премьер-министр Бидзина Иванишвили.

Однако вскоре выяснилось, что на этом этапе Маргвелашвили не имеет права сам выбирать кандидатов в премьеры: он должен внести кандидатуру, которую предложит партия, набравшая наибольшее количество голосов на выборах. В данном случае это коалиция «Грузинская мечта», которая, без сомнения, поддержит Ираклия Гарибашвили.

Но чтобы парламент утвердил премьера, за него должны проголосовать больше половины списочного состава депутатов (75 депутатов из 149, один недавно скончался и его место пока свободно). Формально правящая коалиция имеет 87 голосов, но пошли слухи, что некая часть коалиции — например, республиканцы — может на этот раз не поддержать Гарибашвили.

Отношения между ним и лидерами Республиканской партии уже давно натянутые. Можно вспомнить, например, как перед выборами в 2012 году Гарибашвили в телефонной беседе нецензурно выражался в адрес одного из лидеров республиканцев, супругу нынешнего председателя парламента Тину Хидашели (этот разговор, как и некоторые другие, «слил» один из охранников Иванишвили накануне выборов).

Кроме того, среди 87 депутатов парламентского большинства — шестеро бывших членов «Национального движения», которые перешли туда после выхода фракции под руководством Ираклия Аласания. Хотя пока нет особых оснований предполагать, что эти шесть человек пойдут против коалиции, но в случае серьезного политического кризиса этого нельзя исключать.

Тень Саакашвили за сценой?

Сам председатель парламента Давид Усупашвили выступил со специальным брифингом и разъяснил процедуры формирования нового правительства. Он подчеркнул, что процесс начинает именно премьер-министр — подбирает министров, после чего передает их список президенту, чтобы тот внес его на рассмотрение парламента.

Таким образом, Усупашвили пока даже не намекал на вероятность того, что его партия проголосует против кандидатуры Гарибашвили и его правительства. За несколько дней до этого в грузинских СМИ появились распечатки разговора, якобы состоявшегося между Усупашвили и его супруги Хидашели с Саакашвили в Киеве, где находилась с визитом грузинская парламентская делегация. Судя по распечатке, Усупашвили и Хидашели обещали бывшему президенту содействие в смещении нынешней власти и обсуждали какие-то финансовые поступления от Саакашвили.

Бывший президент тоже выступил по поводу отставки правительства — заявил в Баку, где находится с визитом и участвует международной конференции, что «лекарство» от политического кризиса в Грузии — в уходе «олигарха», которого Саакашвили назвал «темным, необразованным болваном» и который «за два года практически разрушил грузинское государство». Сместить его, по мнению экс-президента, можно лишь путем досрочных выборов.

Представители правящей коалиции усиленно делают вид, что ничего особенного не произошло, все под контролем. Сам Ираклий Гарибашвили устроил срочный брифинг и сообщил, что не собирается ничего менять в правительстве — кроме тех двух министров, которые уже подали в отставку. Лидер парламентского большинства Давид Саганелидзе заявил, что «со стопроцентной вероятностью» новым премьер-министром станет Ираклий Гарибашвили.

Ситуацию комментируют другие грузинские политики, эксперты и журналисты. Лидер небольшой партии «Свободная Грузия» Каха Кукава написал на своей странице в Facebook, что Иванишвили якобы уже склоняется к досрочным выборам, которые должны состояться 5 сентября. До них правительство будет возглавлять министр здравоохранения Давид Сергеенко, а после выборов — нынешний министр энергетики Каха Каладзе.

О противостоянии Каладзе и Гарибашвили в Грузии говорят уже давно, и эти разговоры оживились несколько дней назад, когда между ними возникла заочная перепалка по поводу тарифов на электроэнергию. В условиях резкого обесценения местной валюты энергокомпании начали требовать повышения тарифов на электричество — во избежание кризиса в секторе. Премьер выступает категорически против, а профильный министр Каладзе склоняется в пользу повышения.

Тут можно понять Гарибашвили, который опасается, что повышение тарифов вызовет крайне негативную реакцию значительной части населения, которая и так в сложном положении из-за девальвации лари. Но и у Каладзе есть аргументы: отрасль не может долго работать в убыток. В общем, правительству вскоре придется принимать непростые решения.

Рейтинг падает параллельно курсу лари

Политический кризис в Грузии туго завязан на экономических неурядицах. Основная претензия населения к правительству и вообще к властям — их неспособность решать экономические проблемы и активно заниматься хозяйственными делами. Курс лари к доллару вновь приближается к своему антирекорду, который был зафиксирован в 1999 году — 2,45 (29 апреля лари упал до 2,33 за доллар, хотя еще два дня назад курс был 2,5).

Экспорт из Грузии снижается уже несколько месяцев, в масштабах года его падение достигло 30%. Сократились денежные переводы грузинских эмигрантов из других стран — в первую очередь из России. Рост туризма, динамичный в последние годы, также замедлился. Все это создает давление на лари, который обесценивается. И это вызывает острую реакцию большинства населения: в Грузии, где основная масса потребляемых продуктов импортируется, рост курса доллара автоматически приводит к повышению цен почти на всё, включая местную продукцию.

Падает рейтинг правительства, особенно его экономической части. Например, министр финансов Нодар Хадури стал в Грузии притчей во языцех — за сомнительные финансовые схемы заполнения бюджета. Категоричное заявление Гарибашвили о том, что он не собирается ничего менять в правительстве, вызвало противоречивую реакцию в социальных сетях. Премьер мог бы пожертвовать несколькими непопулярными министрами, чтобы поднять рейтинг правительства в целом. В противном случае политический и экономический кризис будет не преодолен, а лишь временно прикрыт тонким слоем показного единодушия парламентского большинства.

С другой стороны, если нынешнее утверждение правительства пройдет спокойно, у Гарибашвили появится возможность начать с нуля «отсчет» увольняемых министров и избавиться от одиозных членов кабинета или тех, кто бросает вызов его лидерству в команде. В этом случае Каладзе, видимо, станет одним из первых кандидатов на увольнение, которое можно будет оформить, например, под шумок на фоне повышения тарифов.

Также должны быть уволены министр финансов Хадури и некоторые другие, кто не справляются с работой (возможно, и министр юстиции Теа Цулукиани, с чьим именем связывают удар по туристическому бизнесу в Грузии после ужесточения визовых правил).

В этом случае реальный лидер правящей коалиции Бидзина Иванишвили получит обновленную руками премьера команду, которую можно будет вывести на выборы в 2016 году или даже на внеочередные выборы, если Иванишвили примет такое решение. При этом самого Гарибашвили, несмотря на его преданность покровителю, вполне могут тоже пустить в расход, чтобы обеспечить «Грузинской мечте» еще одну победу на выборах.

Георгий Векуа

Источник: kavpolit.com

© 2015, https:. Все права защищены.