Прощай, женщина-белка

В центре литовской столицы демонтирован последний памятник советской эпохи — скульптурная композиция на Зелёном мосту.

Новость о снятии четырёх скульптурных групп с одного из центральных мостов Вильнюса неожиданно облетела крупнейшие мировые СМИ. Одни усмотрели в этом плевок в сторону России, стремление ущемить национальные меньшинства и вандализм по отношению к культурному наследию, другие — запоздалое расставание с советской эпохой. В то время как международные эксперты пытались осмыслить геополитическое значение происходящего, в самой Литве дискуссии на удивление проходили в совершенно иной плоскости.

Отметим, что Литва стала первой республикой СССР, где начался массовый демонтаж советских памятников. Скульптуры на Зелёном мосту пережили «ленинопад» начала 90-х главным образом в силу своей карикатурности и некоторой нелепости. Будто бы создавшие их в начале 50-х классики литовской скульптуры, многие из которых скептически относились к советской власти, решили довести до абсурда идею советского сверхчеловека. Заказывали — получайте: прозванная женщиной-белкой мускулистая колхозница с охапкой пшеницы, напоминающей беличий хвост, удивлённые чем-то студенты, с надеждой глядящие в небо пограничники.

Статус «стёба» в отношении к советской власти обеспечил сохранность скульптур на протяжении 90-х, когда они вместе со всем мостом были включены в список культурного наследия. Подножку им поставило дальнейшее переосмысление в отрыве от советского прошлого. Так, пара «Строительство и промышленность», представленная двумя атлетически сложенными мужчинами, в какой-то момент стала символом гей-движения, оставаясь им до последнего времени. Тогда недовольство скульптурами возникло в консервативной части общества.

К концу прошлого десятилетия на другом берегу реки оформился образ делового квартала, состоящего из нескольких небоскрёбов, и теперь скульптуры оказались на фоне «современного» города. Представители культурной элиты, протестовавшие против чрезмерной урбанизации набережной, нередко использовали аргумент: «новый» Вильнюс выглядит ещё абсурднее, чем скульптуры. В ходе этих дискуссий недовольство композицией созрело в либеральной части общества, выступавшей за дальнейшую урбанизацию центральной части города.

Таким образом образовалась необычная ситуация. Художники, архитекторы и прочие интеллектуалы возвышали ценность Зелёного моста, а в глазах среднего класса — как консервативной, так и либеральной части общества — она резко падала. Общественную дискуссию подхватили политики, и новоизбранный мэр-либерал Ремигиюс Шимашюс (Remigijus Šimašius) всего лишь выполнил предвыборное обещание. Следует отметить, что этот вопрос на политической повестке дня оказался примерно за два года до начала второго киевского Майдана.

«Шимашюс убил женщину-белку, мне грустно и страшно, — пишет популярная в Литве блогер Bloga Vegane. — Экономист не понимает эстетики красоты. Красоты, которая заставляет остановиться и мечтать. Сомневаться спрашивать. Обогатиться новыми чувствами, взглядами и мыслями. Дети, если их не обременять заботами взрослых, мир воспринимают адекватно. Мама, а что им сделала женщина-белка, спрашивает меня сын. Он уже подросток и понимает исторический привкус скульптур, но колхозница со снопом пшеницы всегда останется для него женщиной с хвостом белки, сказочным существом, каким он увидел её ещё в пятилетнем возрасте».

Антон Невзлин

Источник: rg-rb.de

© 2015, https:. Все права защищены.