Московский Парад ко дню 70-летия Великой Победы запомнился по многим причинам. В нем приняли участие более чем 15.000 солдат и офицеров. На трибунах расположились лидеры наиболее многочисленных и динамично развивающихся стран мира. По Красной площади прошли воинские подразделения иностранных армий 11 государств. Пешие парадные расчеты, маршевые оркестры и подразделения в форме 70-летней давности сменялись могучими ракетными комплексами. В небе пронеслись сотни самолетов и вертолетов, в составе пилотажных групп и в виде цифры «70».
Впервые в российской истории проведения военных парадов Президентом страны была объявлена минута молчания в память обо всех жертвах Великой Отечественной Войны. Впервые в новейшей истории военнослужащие Китая и Индии, Армении и Азербайджана прошли в едином парадном строю – и это произошло в Москве. Впервые все подробности торжеств 9 мая были засняты с сотен ракурсов посредством специальных видеокамер GoPro. Впервые после Парада десятки миллионов россиян провели гражданскую акцию памяти и почести «Бессмертный полк». Впервые по столичной брусчатке проехали новейшие образцы российской военной техники. Числом около 200, в том числе танк «Армата», САУ «Коалиция-СВ», БТР «Ракушка», бронемашины «Курганец» и «Бумеранг».
Качественное изменение и полномасштабное улучшение российских вооруженных сил – объективная реальность, данная в ощущение нашей стране и остальному миру. Избежать новой войны можно лишь при большом запасе боевой прочности, при наличии надежного щита над Родиной. Да, главной броней в этом щите являются ракетно-ядерные силы стратегического сдерживания. Но современный мир вступил в период нестабильности еще несколько лет назад. Мировые демократизаторы постарались. Локальные конфликты, антитеррористические миссии, миротворческие операции нуждаются в мобильной, обученной и технически совершенной армии. Одним из тормозов на пути создания такой армии для России являлся ДОВСЕ. Договор, из которого наша страна официально вышла ровно за месяц до юбилея Великой Победы над фашизмом.
Договор об ограничении обычных вооружений в Европе стоит особняком в обширном каталоге международных соглашений о разоружении. ДОВСЕ морально устарел и стал материально обременителен уже через год после своего появления на свет. Однако для констатации этого факта и денонсирования потребовалось четверть века. Потрясающий пример живучести юридической казуистики. Однако вопросы национальной безопасности и выживаемости России важнее.
ДОВСЕ был заключен 19 ноября 1990 года во французской столице. Сразу между 22 государствами! Из них 16 входили в НАТО, а шесть – в Организацию Варшавского Договора.
ДОВСЕ ввел предельные квоты для вооружений и техники обеих военно-политических союзов на всем европейском пространстве. От Атлантического океана и до Уральских гор, включая все острова и анклавы, НАТО и ОВД имели право разместить не более:
— 4.000 ударных вертолетов;
— 13.600 самолетов ВВС;
— 40.000 танков (именно боевых машин, учебные в зачет не шли);
— 40.000 артиллерийских систем, минометов и РСЗО калибром более 100 мм;
— 60.000 боевых бронемашин
Вводились подробные квоты для каждой страны и численные ограничения для фланговых группировок войск – на юге и на севере. При этом фактическое количество имеющихся вооружений было меньше регламентационных барьеров. Счет между ОВД и НАТО на 1990 год был таков:
По ударным вертолетам 1.511 и 1.605
По боевым самолетам 8.300 и 5.647
По танкам 33.200 и 24.340
По крупнокалиберной артиллерии 26.590 и 20.700
По боевым бронемашинам 43.380 и 33.720
Советский блок имел некоторое преимущество в количестве боевой техники, но не критическое.
То есть Договор об ограничении обычных вооружений в Европе устанавливал лимиты на будущее, дабы избежать полной милитаризации Старого Света. Но будущее настало буквально через год – сначала ОВД, а затем и СССР распались. Германия объединилась, Чехословакия разделилась, Югославию разорвали на части. Число участников НАТО возросло с 16 до 28 – за счет бывших стран Варшавского Договора, перебиравшихся в североатлантический альянс вместе с имеющейся военной техникой. Собственно, перебрались все бывшие союзники по ОВД и даже прихватили с собой прибалтийскую часть бывшего Союза. При этом Латвия, Литва и Эстония отказались присоединяться к ДОВСЕ еще в 1992 году. Грузия и Азербайджан его не ратифицировали. Албания, Хорватия и Словения от участия в ДОВСЕ отказались.
Предпринимались попытки адаптировать ограничение обычных вооружений в Европе к новым геополитическим реалиям (Ташкентское соглашение 1992 года, Венский «фланговый» документ 1996 года, Стамбульское соглашение 1999 года). Однако к 2007 году военный дисбаланс в Старом Свете между распухающим НАТО и Россией достиг кратных показателей:
По ударным вертолетам — 2.509 против 850 (атлантическое преимущество в три раза). По боевым самолетам — 8.308 против 3.410 (превосходство в два с половиной раза). По танкам — 22.420 против 6.350 (практически в четыре раза). По крупнокалиберной артиллерии — 23.140 против 6.315 (в четыре раза). По боевым бронированным машинам — 36.570 против 11.280 (более чем в три раза).
В 2007 году Президент РФ В. В. Путин приостановил одностороннее исполнение Россией устаревшего ДОВСЕ. При этом было сформулировано желание нашей страны к дальнейшему разоружению в Европе – для чего было достаточно нескольких шагов западных «партнеров»:
— Присоединение к ДОВСЕ трех прибалтийских стран и других новоиспеченных участников НАТО.
— Устранение количественного перекоса бронеавиационых квот в пользу альянса – пусть не до паритетного, но до разумного уровня.
— Отмена ограничений по развертыванию необходимого количества боевой техники на севере и юге РФ (ее у нас в любом случае меньше, чем у НАТО).
— Придание законной, обязательной силы Стамбульскому адаптационному соглашению от 1999 года.
Вместо диалога и устранения очевидного дисбаланса НАТО продолжило политику расширения на восток, была инициирована программа размещения в Европе американских средств ПРО. Прибалтийские страны так и не связаны юридически обязательными нормативами по размещению на своей территории обычных вооружений. После фиаско в Ираке, Ливии и Афганистане альянс сосредоточился на «партнерстве» внутри европейского континента. Старательно делая вид, что его учения, маневры и мощный военный потенциал никому не угрожают.
Современное соотношение по танкам, ББМ, артиллерии, самолетам и вертолетам в Европе дает НАТО преимущество в 2-3 раза. Если оставаться в рамках ДОВСЕ, это соотношение будет еще более скверным для российской обороноспособности.
Отсюда завершение срока службы ДОВСЕ, договор давно заслужил «дембель». В принципе уже через два года после своего подписания, в силу резкой смены геополитических реалий. Отсюда возникает необходимость качественного улучшения армии РФ, повышения ее технической оснащенности и выучки, перехода на профессиональные рельсы. Отсюда необходимость модернизации и переоснащения российских вооруженных сил – следует иметь возможность «воевать не числом, а умением». Тогда и желающих проверить актуальность суворовского афоризма поубавится. Отсюда фактическое понимание в натовских столицах российской позиции прощания с ДОВСЕ. Оно не вызвало ни обеспокоенности, ни озабоченности, ни иной критической реакции в Брюсселе или Вашингтоне, в Париже, Берлине или Лондоне. Санкционный список из 89 европейских бюрократов спровоцировал куда больший ажиотаж…
Развитие России лежит в плоскости собственных национальных интересов, минуя стадию обязательного западного одобрения каждого внешнеполитического шага. К сожалению, осознать таковую политику способны не все европейские страны. А когда осознают, может быть слишком поздно – если не для Европы, то для ее отдельных государств. Некогда бывших и житницей, и кузницей, и здравницей в глубоком тылу Организации Варшавского Договора. Нынешняя Варшава отказывает в президентских визитах своему разлюбезному союзнику – времена меняются, и договора меняются вместе с ними.
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru
© 2015, https:. Все права защищены.