Рынок и ВПК несовместимы

Тезис Дмитрия Рогозина о нецелесообразности национализации военно-промышленных предприятий не выдерживает критики

Казалось бы, что может логически разделять понятия патриотизм и национализация?

Если не влезать в дебри филологических и исторических нюансов и судить житейски — понятия эти родственные и взаимозависимые, особенно если речь идет об оборонной промышленности.

Патриоты-государственники по определению не могут соглашаться даже с теоретической возможностью, что стратегически важный продукт «оборонки» может быть исполнен при участии частного, в том числе и иностранного капитала и с ограниченным участием государства. Да, это укоренившаяся практика, но вот как-то нехорошо получается В то же время национализация производства априори в интересах государства (без перехода на личности и связанные с ними возможные обстоятельства).

А тут выходит, что Родина вроде как не очень-то и заинтересована в этой продукции, раз ограничивается каким-то невнятным партнерством с военно-производственным бизнесом.

Понятно было, что вопрос о национализации оборонного производства неизбежно всплывет в ходе отчета перед Думой зампреда Правительства РФ Дмитрия Рогозина. Причем вовсе не из ниоткуда она всплывет, а в уже который по счету раз. Из-за того, что пресса перестала будировать тему сложившегося (скажем мягко) недопонимания между Минобороны и предприятиями ВПК по вопросам ценообразования, сама проблема актуальности не утратила.

А потому и соответствующий вопрос прозвучал ожидаемо: не проще ли взять все без исключения оборонные предприятия на исключительно государственный баланс?

Ну должны же, дескать, оставаться какие-то принципиальные для нашей страны сферы, внутри которых не будет рулить со своими законами рынок? Он ведь — бизнес — хоть с головы до пят укутайся в камуфляж и ватник и увешайся патриотической символикой — бизнесом и останется.

Конечно, Дмитрия Олеговича никто не уполномочивал на сенсации, потому он ничего неожиданного в ответ и не изрек. «Поскольку у нас есть хороший опыт взаимодействия с национальным частным капиталом, который также одержим идеей патриотичности и укрепления обороноспособности РФ, там же наши граждане работают, наши товарищи, то мы считаем, что нет ничего страшного в том, чтобы частный капитал участвовал в исполнении ГОЗ под самым жестким контролем государства», — от зубов отчеканил правительственный куратор оборонной промышленности.

Вера в то, что рынок распорядится средствами всяко лучше неповоротливой госбюрократии — это не тот случай, когда есть смысл апеллировать к уже допущенным ошибкам, которые нагляднейше показали всю «одержимость» бизнеса «идеей патриотичности и укрепления обороноспособности». Как-то не особенно прытко она конвертируется в быструю прибыль. Концерн Калашникова — умницы все до единого, задачи понимают верно, но разве доля государства в 100% сбила бы патриотический пыл оружейников?

По мысли Дмитрия Олеговича, получается, что да: национализация «калашам» скорее помешала бы. Аргументировать это ничем иным, кроме как всесильной верой во всемогущую руку рынка, не получается.

И очень напрасно.

Тезис вице-премьера о нецелесообразности национализации оборонки в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал политолог, вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов:

— Как человек, который некогда начинал свою карьеру на оборонном предприятии скажу, что национализация этой сфере просто необходима.

Национализация — это ведь не просто дележ доходов или что-то в этом роде, но это и цела система подготовки кадров, которую может составлять только государство, это и возможности планирования деятельности.

Частные оборонные предприятия, какими бы прекрасными они не были, тем не менее предлагают то, что могут предложить, исходя из собственных экономических возможностей. Государственное предприятие может работать даже себе в убыток, если, однако, речь идет о стратегически важном оборонном объекте.

И потому при всем моем уважении к Дмитрию Олеговичу, с которым мне довелось проработать много лет, могу твердо сказать, что по данному вопросу я с ним категорически не согласен. Государство вправе и обязано в полной мере контролировать исполнение оборонного заказа на всех этапах — от подготовки кадров до последнего винтика.

Виктор Мартынюк

Источник: km.ru

© 2015, https:. Все права защищены.