С кем встречался Президент на ПМЭФ

За первый день было проведено несколько встреч на высшем уровне: встреча президента с Министром обороны Саудовской Аравии Мухаммадом бен Сальманом, Первым заместителем Премьера государственного совета Китая Чжаном Гаоли, премьер-министром Монголии Чимэдийном Сайханбилэгом, генеральным директором МАГАТЭ Юкия Амано.

Во время встречи с преемником принца Саудовской Аравии, по совместительству Министром обороны, было подтверждено приглашение арабской стороны посетить Москву с визитом и получено ответное приглашение в Саудовскую Аравию. Обсуждались события в Йемене, преимущественно ради убеждения России в поддержке позиции Саудовской Аравии против повстанцев Хути, отношения с Ираном и переговоры по Ирану в формате группы 5+1, сирийский вопрос.

Эта встреча была воспринята некоторыми иностранными специалистами как демонстрация принцем Саудовской Аравии своей относительной независимости от Вашингтона, с одной стороны, ипопытка подправить экономическое положение России – с другой.

Интересную позицию высказал американский TheNationalInterest. В статье высказывалось такое предположение: «В действительности, укрепление сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией несет в себе потенциальную выгоду для достижения американских дипломатических целей, особенно в регионе Ближнего Востока. Между [этими] двумя странами произошла заморозка отношений после начала кризиса в Сирии, так как позиция России касательно поддержки режима Ассада вступала в конфликт с деятельностью Саудовской Аравии по финансированию и вооружению повстанцев против режима Ассада. <…> Более тесное сотрудничество с Саудовской Аравией позволяет улучшить эффективность переговоров [с Россией] по ключевым позициям по Сирии, Йемену и ИГИЛ». Таким образом, некоторые западные СМИ рассматривают улучшение отношений между Саудовской Аравией и Россией как возможность через Саудовскую Аравию усилить давление на Россию по некоторым проблемным вопросам Ближнего Востока.

Визит китайского премьер-министра в Москву – это ещё и подготовка встречи В.Путина с председателем Си Цзиньпином. На встрече с Чжан Гаоли, российский президент наибольшее внимание уделил сотрудничеству в энергетической сфере – именно за укреплением сотрудничества в этой сфере Чжан Гаоли, по его же словам, и был направлен на ПМЭФ. Кроме того, в своей речи китайский политик после энергетического сотрудничества отметил необходимость сотрудничества в сфере сельского хозяйства, транспорта, авиации, космоса, инфраструктуры и развития Дальнего Востока.

Важное заявление, которое достаточно широко распространилось в англоязычных СМИ, касалось усиления сотрудничества России и Китая в рамках диалога между ЕврАзЭС и экономического пояса Великого Шелкового пути, укрепление интеграции организаций в регионе.

За развитием этих организаций  наблюдают многие страны мира. Китай выстраивает именно торговое сотрудничество, в то время как Россия намерена организовать более сложную и интегрированную систему. ЕврАзЭС и экономический пояс Великого Шелкового пути несколько конфликтующие проекты, однако стремление Китая сотрудничать может быть продиктовано следующим расчетом: использовать построенные в рамках ЕврАзЭС механизмы для укрепления и совершенствования своих проектов. Опасность в данном случае может заключаться лишь в том, что в свой проект Китай приглашает в том числе и фактических противников России, что может привести к возможности осуществить косвенное управление развитием российского проекта. С другой стороны, сам Китай, во всяком случае до определенного времени, будет заинтересован в прогрессивном развитии ЕврАзЭС.

Монголия – ещё одно государство в этом регионе, с премьер-министром которого прошла встреча на ПМЭФ. Что происходит в этой стране и какова её роль в регионе россиянам часто бывает неясно и непонятно, вплоть до появления шуток, что в Монголии ничего не происходит.

После распада СССР торговля и влияние России в Монголии серьезно пострадало, в то же время возросло влияние Китая. Однако в 2000-х годах, с целью не потерять статус региональной державы, Россия постепенно стала делать попытки восстановить отношения с Монголией на прежнем уровне. В результате в 2005 году Россия списала 98% госдолга Монголии и было подписано масштабное энергетическое соглашение о строительстве энергомагистрали через Монголию в Китай. Однако в 2008 году Монголию, как и многие сопредельные с Россией страны, затронул политический кризис, в результате которого к власти в этой стране пришла оппозиция, а сама страна на Западе именуется «моделью для других стран по демократическому переходу». 

С 2014 года начали проводиться трехсторонние консультации заместителей министров иностранных дел России, Китая и Монголии в целях обсуждения путей реализации договоренностей о трехстороннем сотрудничестве. Среди направлений сотрудничества, кроме гуманитарной, региональной и политической сферы, также присутствует торгово-экономическое, причем особенное внимание уделяется возможности произведения взаиморасчетов в национальных валютах.

Чимэдийн Сайханбилэг во время встречи особенно отметил необходимость  оформления российско-монгольских проектов в программы развития стратегического партнерства на среднесрочную перспективу и составление дорожных карт.

Во время визита монгольской делегации состоялись также встречи с Якуниным по транспортным вопросам и с Кириенко по вопросам, связанным с добычей и переработкой урана. Месторождения урана в Монголии в 2005-2013 гг. были найдены французскими и канадскими корпорациями и в общей сложности оцениваются в 81,8 тысяч тонн, что делает Монголию одной из 10 стран с наибольшими запасами урана в мире.

Проблемы ядерных разработок обсуждались на ПМЭФ также в ходе встречи С. Лаврова и Юкиа Амано, генеральным директором МАГАТЭ. Особое внимание было уделено переговорам по иранской ядерной программе, где решающее слово будет за результатом проверки МАГАТЭ.

Иран стал одной из точек напряжения в отношениях России и Запада под предводительством США. Приостановку ядерной программы Ирана в Вашингтоне считают своим достижением в области национальной безопасности, а прекращение и контроль над ядерной программой Ирана фактически является одной из задач стратегии национальной безопасности США. По сути, от того, в чью сторону удастся склонить МАГАТЭ, во многом будет зависеть архитектура международных отношений в части, связанной с Ираном.

Но Россию с Ираном связывает не только ядерный проект. Показательно, что и к России, и к Ирану наблюдается наиболее негативное отношение в мире, не говоря уже о том, что и в отношении обеих стран были применены санкции. Но самое главное – это геополитическое значение отношений Ирана и России. Иран является той страной, которую необходимо ослабить ради достижения доминирующего положения в Каспийском регионе, достаточно богатом на энергетические месторождения. Речь о милитаризации соседей России и Ирана и ослаблении их влияния в регионе шла ещё в докладе Госдепа США для Конгресса по бюджетному финансированию военных операций за рубежом в 2012 году. Сейчас же США прилагают все усилия не только чтобы ослабить независимость Ирана и позиции России на Ближнем Востоке, но и для того, чтобы усилить собственное влияние в регионе.

Во второй день проводились встречи с премьер-министром Греции, президентом Киргизской республики Алмазбеком Атамбаевым, бывшим премьер-министром Франции Франсуа Фийоном и бывшим премьер-министром Италии Романо Проди.

Отношения России с Грецией, которая является в Европе одной из стран с наиболее позитивнымотношением к России, в связи со сменой правительства и возможными изменениями в самой Европе приковывает внимание многих СМИ, аналитиков и специалистов. Закономерно, что встреча Путина с Алксисом Ципрасом вызвала интерес как у российской, так и у иностранной прессы. Более того, на самом ПМЭФ был организован специальный круглый стол «Россия-Греция: новые пути экономического сотрудничества».

Американский канал бизнес-новостей CNBCоценил визит Ципраса в Россию как поиск Грецией финансовой поддержки за пределами ЕС.

Ещё более жестко высказалась канадская TheGlobeandMail: «Мистер Ципрас использовал свою речь на ПМЭФ, которая шла сразу после выступления российского Президента Путина на пленарном заседании, чтобы адресовать Евросоюзу, главному спонсору греческих долгов, свою мольбу о снисхождении».

Некоторые западные СМИ рассматривают визит Ципраса на ПМЭФ как стремление заполучить нового удобного союзника в лице президента России.

Сами же греческие СМИ, такие как HellenicInsider, рассматривают визит Ципраса в Россию и подписание газового контракта как разворот Греции на Восток. Этому, по мнению HellenicInsider, препятствует «диктат ЕС», «проплаченный Америкой», чья «западническая, неолиберальная гегемония быстро отмирает». Поэтому стремление к суверенности Греции «рядом с сильным лидером Россией, а не в качестве банковского вассала ЕС» представляется  неизбежным выбором Греции.

На этом фоне две последующих встречи, с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым и бывшим премьером Франции Франсуа Фийоном, несколько затерялись. Однако вопросы, которые поднимались на этих встречах, для России также имеют серьезную значимость.

Киргизия – мало того, что страна, с которой Россию связывает Советское прошлое, так и страна, с которой Россию может связать и Евразийское будущее. Это одно из пророссийски ориентированных государств постсоветского пространства, которое ещё в прошлом году заявляло о своей готовности поддержать Россию во время санкций, в том числе и за счет поставок сельхозпродукции. В этом году Киргизия надеется стать следующим, после Армении, членом ЕврАзЭС.

Важное значение имеет ещё и угроза политического переворота, «майдана», в Киргизии, по примеру других постсоветских стран, тем более, что попытка «раскачать» киргизский народ уже была в начале прошлого года. В начале 2015 года и киргизские политологи, и российские специалисты вновь подняли эту тему после назначения на роль посла США в Кыргызстане Ричарда Майлза, который возглавлял представительства США в Грузии во время «революции роз» и уже сыскал себе славу одного из распространителей цветных революций.

Если с Киргизией всё ясно, то чем же важна встреча с бывшим премьер-министром Франции?

Франсуа Фийон – не только человек, с которым Путин сотрудничал во время президентства Медведева, но и кандидат на пост Президента Франции на выборах 2017 года.

Франсуа Фийон был официально выдвинут от партии республиканцев в мае 2015 года и стал главным соперником Франсуа Олланда, является одним из антиамериканистов и ярых противников антироссийских санкций, называя их «крестовым походом против России, что противоречит интересам Европы». Согласно проведенным в сентябре опросам населения во Франции, 62% французов из альтернативы Фийон-Олланд предпочитают видеть Фийона на посту Президента.  Франсуа Фийон четвертый в списке кандидатов на пост Президента. Даже несмотря на тот факт, что за месяц (с мая по июнь 2015 года) его популярность снизилась на 8п. (52п. вместо 60 в мае), он всё же остается достаточно влиятельным политиком одной из крупнейших стран Европы. Построение продуктивных отношений с человеком, который весьма резко критикует политику ЕС в отношении России и является кандидатом на пост президента – важный шаг и направление деятельности России, поставленной в режим международной изоляции.

Подробностей о встрече президента с Франсуа Фийоном почти нет: только слова Юрия Ушакова о том, что будет затронут украинский вопрос. Также скудна информация и о встрече с Романо Проди, итальянским бывшим премьер-министром.

Но кроме встреч, которые имеют достаточно важные последствия в плане дальнейшего развития международных отношений, не менее важное значение имеют конкретные договоры и соглашения, которые были заключены между представителями российского и иностранного бизнеса.

Соглашения, контракты, договоры

По итогам форума было подписано более 200 соглашений между российскими компаниями и иностранными. Конечно, подписывались и соглашения между регионами России, представителями российских корпораций и власти, но важные сделки с иностранными компаниями представляют несколько больший интерес.

Первым в списке энергетических соглашений, конечно же, идет соглашение о расширении мощностей«Северного потока» между Газпромом и европейскими Е.On, Shellи OMV. Каков политический посыл? Экономические выгоды важнее политических интересов. Европа может сколько угодно вводить санкции, открыто устами А.Меркель заявлять о том, что политика важнее экономики – но для России всё наоборот, даже несмотря на явное противостояние с Россией и антироссийскую направленность Европы.

В Европе наименее антироссийски настроенная страна (не считая Сербии) – Греция. С ней было заключено соглашение на ПМЭФ, согласно которому Россия будет содействовать геологоразведке углеводородов в Греции, будет создано совместное предприятие, которое, кроме нефти и газа, будет заниматься строительством в Греции геотермальных электростанций. Пожалуй, это одно из немногих соглашений, которое подразумевает не ввоз иностранных технологий в Россию, а действительное сотрудничество, в том числе – на территории государства-партнера.

Особое внимание привлек подписанный между Москвой и Афинами меморандум о строительстве продолжения «Турецкого потока» на территории Греции, причем Афины намерены привлечь кредит у России на реализацию этого проекта, что послужило поводом для некоторых западных СМИ назвать поездку греческой делегации на ПМЭФ стремлением найти замену ЕС.

В области энергетики подобные же договоры были заключены о сотрудничестве в области мирного атомас Саудовской Аравией (предполагается строительство 16 ядерных реакторов в Саудовской Аравии) и Мьянмой. С Саудовской Аравией, кроме этого, были заключены соглашения по сотрудничеству в нефтяной сфере и космической отрасли.

«Роснефть» стала самым активным участником форума. За время его проведения, компанией было подписано 58 договоров из заключенных 205. Характер соглашений – расширение сотрудничества с зарубежными партнерами.

Одни из самых важных соглашений – продажа 20% участия в совместном предприятии «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» компании ВР и ещё 29% участия в этом же предприятии Skyland Petroleum Group. По существу, владевшая 100% компании Роснефть почти половину  предприятия, занимающегося разработкой одного из крупнейших нефтегазовых месторождений, отдала иностранным западным компаниям. Снова – бизнес превыше всего. Они нам – санкции, мы им – нефть. Интересы крупного бизнеса с интересами страны совершенно не соотносятся.

Договоры в энергетической и космической сферах вполне ожидаемы и естественны в связи с экспортно-сырьевым характером российской экономики, неравномерным развитием отраслей хозяйства и пока ещё сохранившейся в качестве наследия СССР сильной позицией в космических технологиях.  Но кроме этих контрактов, не менее интересными становятся контракты и в других сферах, среди которых также есть и контракты с некоторыми европейскими корпорациями.

На три года был заключен договор Сбербанка с немецкой IT-компанией SAP. Управление ресурсами, персоналом и автоматизированные сервисы для клиентов банка – всё это будет разрабатываться немцами. Видимо, в самой России с подготовкой соответствующих специалистов дела обстоят настолько плохо, что даже Сбербанк, имея долю государства в 60,25% (то есть являясь практически государственным банком), вынужден искать кого-то на стороне. Например, в Европе. Которая ввела и вводит санкции. В том числе – против самого Сбербанка.

С немецкой Siemensбыл продлен договор на обслуживание скоростных поездов «Ласточка» на срок 40 лет и немалую сумму 1,2 млрд евро. Долгосрочный договор со страной НАТО, который фактически, хотя и не признается, является геополитическим противником России во время обострения борьбы с Россией. И правда, что может быть логичнее? Мы же не при Петре Первом – пытаться использовать иностранных специалистов для подготовки собственных кадров и разработки собственных проектов высокоскоростных путей сообщения.

Что касается высокоскоростных поездов, то в первый день форума РЖД также заключили договор о проектировании высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань с китайскими партнерами, которые будут консультировать российских специалистов при сопровождении изыскательных работ. Этот контракт особенно освещался в СМИ как России так и Китая, так как является важным результатом переговоров между странами, значительно укрепившими свои связи в последнее время.

Но самое интересное соглашение – это соглашение полностью государственного «Россельхозбанка» с  китайскими UnionPay. Теперь «Россельхозбанк» будет выпускать и продвигать на рынке китайские пластиковые карты. Это соглашение может стать своего рода подушкой безопасности в случае отключения в России карт MasterCardи Visa.

На первый взгляд может показаться, что Россия вновь пытается наступить на те же грабли, однако и национальная система платежных карт (НСПК) подписала соглашение, благодаря которому планируется выйти на международный рынок, поэтому говорить о перемене курса с создания собственной национальной платежной системы на замену иностранных на иностранные же говорить пока рано.

 Сам проект национальных платежных систем был запущен всего лишь год назад, и только в связи с угрозой блокировки пластиковых карт, что само по себе демонстрирует нежелание продумывать политику в этой сфере на несколько шагов вперед и нежелание менять существующую зависимость от иностранных платежных систем.  Будем надеяться, что проект НСПК всё-таки заработает, и при его развитии учтут опыт создания платежных систем в других странах: Индии, где национальная платежная система была создана за два года, Японии, чья система существует с 1961 года, Китая, где платежная система существует с 2002 года и нашего ближайшего соседа и союзника – Белоруссии, где национальная платежная система «Белкарт» существует ещё с 1995 года. Само по себе отсутствие национальной платежной системы России такое долгое время – огромная ошибка и упущение. Но говорить о том, что это исправлено, рано, как рано говорить и о том, что Россия уже в скором будущем станет чуть более независимой от воли иностранных политиков и  корпораций.

Однако если судить по другим договорам, особенно сделкам в сфере добычи ресурсов, то санкционный режим ничуть не изменил курс и модель развития России: Россия продолжает стремительное движение к состоянию сырьевого придатка. Только теперь – сырьевого придатка и воюющего с нами Запада, и бурно развивающегося Востока.

Большое значение придают встречам, проведенным на высшем уровне в рамках ПМЭФ, особенно с представителями постсоветских республик и Греции.  Однако и там основная тематика та же – энергетическое сотрудничество. К сожалению, ПМЭФ продемонстрировал не стремление России к выходу из своего состояния путем реальной диверсификации экономики, а повторение и закрепление существующего порядка. Ещё одна деталь – в России и внешние игроки видят уже исключительно партнера в энергетической сфере и рынок сбыта, а вовсе не ту сильную державу, в существовании которой Москва пытается убедить весь мир. Согласие с патетической риторикой Москвы – только маневр, чтобы не мешали продолжать заключать договора, ширма для крупного энергетического бизнеса.

 

Н. Шишкина

Источник: rusrand.ru

© 2015, https:. Все права защищены.