Спонсоры и покровители ИГИЛ

В начале мая 2015 года боевики ИГИЛ казнили 300 иракских граждан. Сразу, в один день, без оглядки на возраст и социальную полезность, без кассаций-апелляций и прочих юридических проволочек.

Эта новость практически никого не взволновала. Ни в ближневосточном регионе, ни в остальном мире. Светские мероприятия, звездные сплетни, отчеты о спортивных состязаниях удостаиваются большего общественного внимания. Словно в многострадальном Ираке состоялось вполне рутинное событие. Обыденное, малозначимое, проходное. Герцогиня Кембриджская успешно родила, матч Барселона-Бавария закончился с результатом 3:0, исламисты победили езидов со счетом 300:0. А теперь о погоде…

Радикальное квазигосударство скоро отметит год своего существования. Его девиз «Сохраниться и расшириться» за этот год вполне оправдался. Находясь в состоянии вроде бы войны со всем миром, самозваный халифат сохранился и расширился. Упрочился и заматерел. Почувствовал кровавый вкус успеха и безнаказанности. Давно вырос из детских штанишек «квази» и государственным образом существенно превосходит большинство официально признанных соседей.

В Сирии ИГИЛ контролирует половину территории страны, ослабленной длительной гражданской войной. В сирийской Ракке находится фактическая столица исламистов. Все стороны внутрисирийского конфликта стараются избежать сражений с исламистами. В Ираке ИГИЛ властвует в северо-западных провинциях, терроризируя большинство регионов и пользуясь растущей поддержкой суннитского населения. В Ливии ИГИЛ и союзная ей группировка «Ансар аш-Шариа» обосновались на побережье – в городах Сирт, Дерна и Аджабия. Отряды исламистов вооруженно оспаривают у правительственных сил контроль над городом Бенгази – колыбелью самоубийственной ливийской «революции» 2011 года. В Йемене сторонники халифата захватили обширные территории вдоль границы с Саудовской Аравией и третий по величине порт Мукалла с крупным аэропортом. Война между йеменским правительством, саудовско-бомбовой коалицией и хоуситами объективно усиливает позиции ИГИЛ в этой стране. Силы исламистов не ослабевают в междоусобной войне, чего не скажешь о прочих активных участниках конфликта. В Нигерии группировка «Боко Харам» присягнула ИГИЛ, объявлено о создании западноафриканской провинции халифата. В труднодоступной и без того неблагополучной местности. На юго-западе распавшегося Сомали действует одноименный «Исламский эмират» и аффилированное с ИГИЛ движение Аш-Шабаб. В Кении, Камеруне и Чаде регулярно происходят нападения и теракты силами чернознаменных головорезов, проникающих из Нигерии и Сомали. Отдельные радикальные организации в Египте (Ансар Бейт аль-Макдис) и Пакистане (Тахрик Талибан) признали лидерство ИГИЛ и выразили стремление к распространению халифата на весь исламский мир. Эмиссары халифата замечены в странах ЕС и СНГ.

В сирийско-иракское «ядро» ИГИЛ не ослабевает приток иностранцев со всего света. В рядах армии (квази?)государства насчитывается 15-18 тысяч иностранных граждан, общая численность вооруженных сил колеблется в районе 40-60 тысяч бойцов. Эта армия все менее схожа с разношерстным племенным ополчением. Она хорошо организована и оснащена, обладает опытом различных боев. На вооружении исламистов имеется бронетехника и артиллерия, мобильные пулеметные и зенитные отряды на внедорожниках, подразделения шахидов-камикадзе, инженерные и даже химические войска. В сентябре 2014 года от химической атаки ИГИЛ погибло более 300 солдат иракской армии. «Цивилизованный» мир предпочел не заметить ипритовой отравы – годом раньше после аналогичного эпизода в сирийской Гуте едва не началась бомбовая демократизация Дамаска. Виновник атаки 2013 года не установлен и поныне. В 2014 году этот отравитель уже не маскирует свои химические действия.

На территориях ИГИЛ официально восстановлено рабство. Существует рынок рабов, обычно женщин ассирийского и курдского происхождения. После уничтожения мужчин слабый пол продают и перепродают победителям. Ведется обучение подростков и детей искусству убивать. Активна массированная и умелая пропаганда незыблемости халифата, с привлечением всех возможностей современных масс-медиа и социальных сетей.

Но только пропагандой нельзя объяснить упрощение и снижение налогов на подконтрольных ИГИЛ территориях. Всяческую поддержку торговых операций (прием различных валют, минимум бюрократии, отсечение рук за воровство и т.д.). Выдачу удостоверений личности и хозяйственную деятельность в городах и селах. Меры по борьбе с бедностью, надзора за сиротами, распределению жилья и продуктов первой необходимости. Производится чеканка собственных монет, что нуждается как в инженерной, так и в валютной грамотности. Сообщений о финансовом хаосе на территориях исламистов не поступает. За трусость и пренебрежение нормами шариата казнят не только рядовых исламистов, но и военных командиров. В том числе опытных или иностранных.

В отличие от своих вассалов из Боко Харам, лидеры ИГИЛ привлекают в свои ряды образованных людей со всего мира. Используют профессионалов коммунального хозяйства, банковского дела, информационного воздействия и вообще всех полезных специалистов. Министром финансов работает бывший гражданин Австралии, и работает хорошо. ИГИЛ предлагает альтернативу гражданской войне и послевоенному хаосу. Чудовищно жестокую альтернативу – и во многом благодаря этому успешную. Необходимо признать, что большинство населения халифата поддерживает этот «новый порядок» и стройную систему жизненных ценностей. Делая выбор между плахой с топором, ошейником раба и единомыслием по канонам шариата.

Лидеров ИГИЛ интересует не только «пушечное мясо» для однократного взрыва во вражеской мечети (йеменская Сана, накануне бомбежек саудовской коалиции). Их интересует перспектива и развитие. Да, со зверскими массовыми казнями и работорговлей, с террором и запугиванием. Цель оправдывает средства. А цель ИГИЛ прописана в девизе. «Сохраниться и расшириться». На огромных пространствах Ирака и Сирии создано государственное образование с населением 7-8 миллионов человек. Оно подвергается с воздуха редким (скорее бодрящим, чем опасным) налетам авиации США и их союзников. Это государство вербует в свои ряды новых адептов – причем за многие сотни и тысячи километров от расположения халифата. Оно представляет угрозу уже не в региональном, но в глобальном масштабе. Во многом благодаря благодушию мирового сообщества, готового игнорировать любую опасность за пределами «золотого миллиарда» населения Земли.

Международная война против ИГИЛ вызывает ассоциации с другой войной. Той, что велась Англией и Францией против гитлеровской Германии с сентября 1939 по май 1940 годов. Та война именовалась «странной», по причине потрясающей пассивности сторон. Обладая многократным преимуществом над фашистами во всех стратегических компонентах, западные страны позволили им захватить Чехословакию, Австрию, Польшу, Данию и Норвегию. Позволили усилиться и укрепиться. Позволили фашизму сохраниться и расшириться. До последнего надеясь на «правильное» направление коричневой агрессии, на его восточный поход. Пока за несколько недель не была разгромлена Франция вместе со странами Бенилюкса, пока английские войска не бежали через Ла-Манш на всех подручных средствах…

ИГИЛ существует не в вакууме. Источники финансового благополучия, снабжения и обеспечения террористического объединения известны даже на публичном уровне (тем более на уровне спецслужб и властных кулуаров). К таковым источникам относятся:

— Торговые операции с нефтью. Исламисты реализуют «черное золото» сирийских, иракских и ливийских месторождений с большими скидками (вплоть до 50 % от рыночной цены). При этом собственного доступа к терминалам, танкерам и транснациональным нефтепроводам ИГИЛ не имеет. Однако год за годом нелегальная нефтеторговля успешно продолжается и в целом избегает даже авиационной угрозы. Попасть в нефтеперерабатывающий завод или в колонну цистерн труднее, чем точечно ликвидировать одиозного бандита? Исламисты научились невидимой торговле нефтью? Установить их посредников и торговых сообщников представляет непреодолимую сложность для 16 спецслужб США и всех разведок стран НАТО?

— Торговля заложниками и пленниками. Часто выкуп является единственным способом сохранить жизнь несчастным узникам ИГИЛ. Но когда подобная индустрия поставлена «на поток», выплаты лишь провоцируют современных пиратов. Пусть после осуществления «сделок», но торговцы людьми должны нести наказание. О таком возмездии тоже ничего не слышно, хотя бы эпизодически. Секретность превозмогает все?

— Продолжающиеся транши из нефтеносных арабских монархий. На нужды борцов с неугодными режимами, для предотвращения «алавитской» или «шиитской» угрозы поступают огромные средства. Переводы осуществляются частными инвесторами в терроризм – но государственные «уши» таких траншей торчат из каждой платежки! Союзнические отношения с богатыми странами Персидского залива почитаются Западом дороже их финансовых шалостей? Вскормленные подобным образом «шалуны» уже шутят в парижах и копенгагенах. Огнестрельно отвечая карикатуристам и раввинам. Отчего-то получается не смешно…

— Захват исламистами Мосула и Тикрита, банков и ценностей в этих городах общеизвестен. Но как им удалось овладеть арсеналами и складами иракской армии практически без боя? Ведь эту армию обучали и натаскивали инструкторы из США в течение нескольких лет. Халифат был объявлен после катастрофического разгрома вооруженных сил Ирака (июнь 2014). Пусть сражаться трудно, пусть враги застали врасплох, пусть парализована воля к открытому сопротивлению – но уничтожение военного имущества обязательно. Если нет возможности его спасти, если есть опасность захвата противником. Это азы Науки воевать. Без агентов влияния ИГИЛ в рядах иракской армии массовый захват трофеев объяснить непросто.

— Имеются массовые свидетельства выемки внутренних органов у расстреливаемых исламистами людей. Более того – в иракском Мосуле игилисты убили более 20 врачей (февраль 2015) — за отказ препарировать осужденных на смерть перед казнями. Удаленные человеческие органы нуждаются в правильном хранении, экстренной транспортировке, в профессиональном пересаживании. Хотя бы один преступный эпизод раскрыт? Цивилизованный мир не интересует, как попала именно эта почка в контейнер «биологический материал»? Пусть езид, шиит или курд будет доволен, что частично «переехал» в благополучную страну? Стоимость пересадки одной человеческой почки составляет от 20 до 100 тыс. $. Исламистами за несколько лет убиты десятки тысяч человек.

— Кадры разрушения фанатиками исторических артефактов, памятников древности, великолепных скульптур и фресок обошли все мировые СМИ. Но вандализму подверглась мизерная толика всех антикварных ценностей. Все остальное негласно распродается ценителям и коллекционерам (опять же легко догадаться, что не в страны Экваториальной Африки). В частных коллекциях оседают бесценные экспонаты – на счетах ИГИЛ появляются суммы со многими нулями. Службы международного финансового мониторинга безмолвствуют. Спасение исторических ценностей осуществляется на взаимовыгодной основе?

— Жуткая практика массовых казней и притеснений ИГИЛ гонит миллионы людей из Сирии, Ирака, африканских стран в Европу. Все меньше оснований считать эти миграции стихийными. Все больше оснований видеть в них метод избавления от нелояльного населения и попутного обогащения. Входной «билет» на резиновую лодку из Ливии до Италии стоит от 1.000 $. А сколько придется потратить на долгий путь до ливийского побережья? По программе «все включено» вас могут доставить из обстреливаемого Идлиба или из бурлящего Дарфура прямиком на Елисейские поля. Разумеется, за очень дополнительные деньги. С поэтапной оплатой извне, иначе проще радикально отобрать все у эвакуируемого да прикопать его в пустыне. С почками или без них. Кто-нибудь занят расследованием человеческой контрабанды? Каковы успехи в разоблачении ее звеньев и участников? Потонуло 900 беженцев в Средиземном море – и концы в воду?

Пока на ИГИЛ смотрят как на инструмент решения собственных политических проблем – этот инструмент будет укрепляться и усиливаться. Как средство войны с сирийской властью, как способ ослабить шиитский Иран, как метод давления на йеменских хоуситов и на других соперников нефтяных монархий Персидского Залива. Когда этот инструмент оттяпает головы собственным спонсорам, в их глазах застынет изумление и обида. «Нас-то за что?!». Но миру от этой изумленной обиды легче не станет.

Один режим уже сохранился и расширился подобным образом. Так, что потребовалось шесть лет мировой войны и 60 миллионов жертв для его сокрушения.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

© 2015, https:. Все права защищены.