Сюжет для небольшого ареста

Бывший научный сотрудник Российского федерального ядерного центра В.Голубев, обвиняемый в разглашении государственной тайны, переведен в стационар: суд удовлетворил ходатайство старшего следователя УФСБ по Нижегородской области и заключил Голубева под стражу на два месяца «за нарушение подписки о невыезде и надлежащем поведении» «Ненадлежащее поведение» 66-летнего физика-пенсионера уже интересно. Да еще и решение суда было вынесено в час ночи.

Фабула: Физик-ядерщик В.Голубев является специалистом по взрывчатым веществам (как физик-ядерщик). В 2013 году он выступил с докладом на конференции в Чехии (доклад впоследствии был опубликован). Уголовное дело по части первой статьи 283 Уголовного кодекса России (разглашение государственной тайны) было возбуждено из-за этой публикации и находится в производстве Следственного отдела Управления ФСБ по Нижегородской области. Цена вопроса: ограничение свободы сроком до четырех лет. Но это дело в целом, а не сами причины нынешнего ареста.

Также сейчас сообщено, что в квартире ученого прошли обыски, был изъят компьютер и жесткие диски. И вот тут уже непонятно, потому что жесткие диски изымали еще в прошлом июле. Предысторию можно изучить по двум февральским (этого года) публикациям. 

В феврале об июле 2014-го

5 февраля «Газета.ру»сообщила, что «бывший сотрудник ядерного центра в Сарове Владимир Голубев обвинен в разглашении гостайны». Было указано, что в доме Голубева уже прошли обыски, с него взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия. Также: «Как выяснила «Газета.Ru», у ученого были конфликты с руководством Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ), откуда ему пришлось уволиться».

Адвокат Голубева, Е.Губин тогда рассказал изданию: ««Ко мне вчера за защитой обратился ученый Владимир Голубев. Он рассказал, что в отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 283 УК РФ (разглашение государственной тайны)»… Причиной для обвинений стал научный доклад, который Голубев отправил по интернету на конференцию в Чехию еще в 2013 году. Документ был затем опубликован в сети в сборнике материалов с мероприятия. «Голубев является специалистом по взрывчатым веществам, доклад был посвящен его работе. По версии следствия, таким образом были разглашены данные, находящиеся под грифом «секретно», — сказал адвокат, пояснив, что не знает, какая именно часть статьи привлекла внимание правоохранительных органов».

Имелись в виду материалы с конференции в чешском городе Пардубице, которая состоялась с 10 по 12 апреля 2013 года. В сборнике есть четыре статьи Голубева на английском. Да, по поводу всего лишь «до 4 лет» за «разглашение государственной тайны» — данное, как бы мягкое наказание применяется, «если в действиях обвиняемого нет признаков госизмены или шпионажа». Ну, то есть, хотя бы без госизмены.

Уголовное дело было возбуждено еще 7 июля 2014-го. 8 июля сотрудники ФСБ пришли к Голубеву с обыском: ««Явились оперативные сотрудники, был, по-моему, и спецназ. Обыски прошли и на его квартире, и на квартире его супруги. Были изъяты все жесткие диски, все внешние диски к компьютерам», — пояснил Губин. Адвокат добавил, что с обвиняемого взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия, и защита собирается обжаловать данный факт. Ученый работал в Российском федеральном ядерном центре (РФЯЦ) с 1975 года и покинул институт в 2013 году, так как «на него там оказывалось давление». Сейчас Голубев находится на пенсии».

Более разнообразный вариант истории появился на «Радио Свобода», 6 февраля, «Оторвать мне голову не решились». Начало там очень интересно с точки зрения возникновения актуальных информационных поводов: «На этой неделе стало известно, что еще летом прошлого года был арестован ученый-физик из закрытого ядерного города Сарова Владимир Голубев». Саров – это ранее Арзамас-16, на всякий случай. Сообщалось, что Голубев выступал не так, что даже на конференции, но — на ежегодном семинаре «Новые тенденции в исследовании энергетических материалов», который проходит в Пардубице с 2001 года. На сайте мероприятия можно обнаружить, что Голубев регулярно участвует в его работе с 2007 года, и тексты его докладов выходят в сборниках материалов практически каждый год.

Тут «Радио Свобода» сделала два сильных хода. Во-первых, связалось с Т.Пивиной, ведущим научным сотрудником Института органической химии РАН. Она не только, как и Голубев, много лет участвует в работе семинара в Пардубице, но и является членом его научного комитета. Пивина рассказала, что большая часть участников семинара – студенты, аспиранты и молодые ученые:
«– Семинар этот очень важен в первую очередь для молодых ученых, особенно российских. В области энергоемких материалов у нас сейчас нет среды для оценки объективного качества их работы, и этот пробел восполняет семинар в Чехии. Спонсоры семинара – университет Пардубице и американские и европейские исследовательские центры, как военные, так и гражданские. Восемьдесят процентов участников семинара – студенты, аспиранты и молодые ученые, которые имеют возможность пообщаться с ведущими учеными в этом направлении – их среди участников процентов 20». 

К этим 20% Голубев, разумеется, и относился. То есть, еще и не самый актуально-профессиональный семинар, а образовательный. Бытовые детали от Пивиной: «Особенно хорошо она запомнила его по драматичной встрече в аэропорту Минска, через который оба ученых направлялись на семинар в Пардубице в апреле 2012 года:
– Мы летели с коллегами в Чехию на семинар, к нам подошел Владимир Голубев, он выглядел потерянным, был взбудоражен – как оказалось, накануне его здесь же задержали правоохранительные органы, забрали компьютер, ему пришлось пропустить самолет, компьютер так и не вернули. Выглядело это чем-то в эстетике холодной войны. По моему впечатлению, это человек совершенно порядочный, ответственный за свои дела и суждения, не такой, который стал бы продавать родину.
– Голубев не объяснил, с чем было связано его задержание в аэропорту?
– Он сказал, что это, по всей видимости, разборки, связанные с его работой в Ядерном центре. Кажется, там были какие-то недоброжелатели, которые это дело инспирировали. Подробностей я не знаю, это все только с его слов. Но мне показалось, Голубеву можно доверять».

Говорит Голубев

РС делает второй, еще более сильный ход: находит мэйл В.Голубева и пишет ему письмо. Голубев оказывается весьма словоохотливым.  В ответом письме он рассказал все, чуть ли не от сотворения мира. Он сообщил, что работает в ВНИИЭФ (теперь это и есть Российский федеральный ядерный центр) с 1974 года, после прохождения там же дипломной практики. У него около трехсот публикаций по физике взрыва. Голубев упомянул «конфликт, возникший между ним и начальником отдела, где работал ученый, Станиславом Новиковым, еще в 1986 году». Голубев считает, что «дальнейшие события явились отголосками той ситуации, которая, насколько ему известно, затронула интересы и других людей в руководстве института, в частности директора ВНИИЭФ Евгения Негина». В качестве причин конфликта Голубев назвал свой «не очень хороший характер», «неуступчивость», привычку отстаивать свою позицию, «нежелание подчиняться произволу и рэкету». Ну, за недостатком места, детали в письме он не сообщал.

Но есть такие: «Я спокойно работал, как мог, поскольку не мог сменить «климат» из-за невозможности обменять квартиру и вывезти мою семью, члены которой, жена и две дочери, оказалась заложниками моего положения. Сменить квартиру на Нижний Новгород и вывезти семью мне удалось только где-то в 2000 году, однако сам я остался жить и работать в Сарове. Отчасти это было связано со «спортивным интересом», то есть с той же глупостью, смогу ли я устоять при постоянном прессинге системы. С другой стороны, казалось, что развитие общества пойдет в прогрессивном направлении и методы и средства, используемые административной властью, будут меняться. Придавить меня путем лишения каких-то средств производства типа «молотка и зубила» было невозможно, поскольку я полностью перешел на аналитико-теоретический род деятельности и все мои инструменты умещались в моей голове, оторвать которую третирующие меня граждане не решались или не могли».

А вот и начало судебных дел (текст РС): «В 2008 году после поездки на научную конференцию «Новые модели и программы для ударно-волновых процессов в конденсированных средах» в Португалии, где Голубев представил 6 докладов, против него было возбуждено внутреннее дело по одному из докладов. В этом деле, во многом напоминающем нынешнее, утверждалось, что приведенные в докладе материалы были материалами для служебного пользования. Физик считает, что дело было сфабриковано отделом режима ВНИИЭФ и директором ИФВ Анатолием Михайловым. Тогда все закончилось объявлением Голубеву директором ВНИИЭФ Костюковым выговора. Голубев указывает, что этот выговор позже был отменен в результате серии судебных процессов в 2009 году».

Что касается «пардубицевского дела», то тут Голубев был аккуратен. Письмо заканчивалось словами: «Вот таков небольшой краткий фрагмент сложившейся на настоящий момент ситуации по предельно примитивной и лживой фабрикации уголовного дела о «разглашении» несуществующей государственной тайны. Но об этом я смогу рассказать только после снятия незаконно впаренной мне подписки о неразглашении».

Егор Боратов

Источник: polit.ru

© 2015, https:. Все права защищены.