Тариф на демократию для «Грузинской мечты»

В случае повышения цен на электроэнергию в Грузии повторится армянский сценарий или украинский?

Глава Минэнерго Грузии Каха Каладзе заявил о готовности правительства с 1 августа поднять тарифы на электроэнергию в среднем на 22%. Повышение коснется абонентов компании Energo-Pro Georgia, обслуживающей около 70% населения.

Кто стоит за повышением цен на электроэнергию? Начнутся ли в августе акции протеста в Грузии? Пойдут ли протесты по недавнему сценарию #ElectricYerevan? Или же ситуация может выйти из-под контроля, и страна окажется на пороге политического переворота?

– Думаю, это будет тест для нынешней правящей партии, ведь крупных акций протеста при «Грузинской мечте» еще не было. Посмотрим, как они выдержат демократическое давление со стороны народа и оппозиции, – считает председатель грузинской партии «Левый альянс» Каха Дзагания, который согласился поделиться с КАВПОЛИТом своим видением нынешней ситуации в Грузии.

– Насколько обоснованно повышение тарифов на электроэнергию?

– Наш комитет присутствовал на комиссии, которая антидемократическим способом, беззаконно приняла решение о повышении тарифов на электроэнергию.

В системе формирования тарифов на электроэнергию есть такие компоненты, которые препятствуют серьезным политическим группировкам в получении доступа к финансовой части. Наша партия протестовала против исключения этих компонентов, чтобы мафиозно-политические группировки остались без денег.

В Грузии социальный уровень очень низкий. Дети приходят в детские сады в старой одежде, потому что их родители не могут позволить себе купить им новую. И в такой ситуации мы против повышения цен на электроэнергию.

Energo Pro Georgia работает в Чехии, Болгарии, Турции и Грузии, она является дочерней компанией Energo Pro и членом Energo-Pro Group. Energo Pro была основана в 1994 году в Чешской республике. Сегодня рыночная стоимость активов Energo-Pro Group превышает 650 млн евро. Одной из сфер интересов Energo Pro является поиск и освоение новых рынков за рубежом. Эта деятельность была начата компанией еще в 2000 году. Финансовые гарантии Energo Pro Georgia обеспечивает чешский коммерческий банк Czech Export Bank (CEB). Поддержку в инвестиционной деятельности компании за рубежом оказывает также чешская корпорация по страхованию и гарантиям экспорта Czech Export Insurance and Guarantying Corporatio (EGAP).

– Кто из политических сил заинтересован в повышении цен на электроэнергию?

– За все, что делается в Грузии, – хорошее или плохое – ответственность несет правящая партия.

По нашей информации, в этом замешаны криминальные группировки – и входившие в правительство еще при Саакашвили, и входящие в нынешнее правительство.

– Вы можете назвать конкретные имена?

– Могу назвать бывшего премьер-министра Зураба Ногаидели, он создал компанию  . Energo-Pro Georgia.

Когда была комиссия, наша партия спрашивала: дайте нам полную картину того, как формируются тарифы, из чего вы исходите.

Грузия покупает газ на границе с Азербайджаном, по нашей информации, за 60 долларов. А затем на внутреннем рынке цена увеличивается в полтора-два раза. Мы спрашивали: «Вы что, в чемоданах этот газ переносите от границы, что так цены повышаете?»

И много было подобных вопросов. Но в ответ мы услышали, что подобного рода информация  является коммерческой тайной.

В августе 2007 года газета «Квела Сиахле» («Все новости») написала, что Energo-Pro Georgia стала крупнейшим игроком на грузинском энергетическом рынке. Но некоторые грузинские эксперты полагали, что действия компании связаны с интересами Зураба Ногаидели. Чешские представители компании от комментариев отказывались.

– Полный абсурд то, что Зураб Ногаидели как-то связан с Energo Pro Georgia. Сомнения некоторых экспертов, касающиеся происхождения компании, просто неуместны. Даже не хочу комментировать нелепые слухи о некой связи Energo Pro Georgia с премьер-министром Зурабом Ногаидели. Раньше (до «революции роз») была такая грузинская консультативная компания – «Дамения, Варшаломидзе, Ногаидели и Кавтарадзе» (ООО «DVNK», учредителями которой являлись нынешний премьер-министр страны Зураб Ногаидели, глава АР Аджария Леван Варшаломидзе, заместитель министра экономического развития Каха Дамения и министр юстиции Грузии Гия Кавтарадзе). Ее услугами пользовалось государственное предприятие «Объединенная Дистрибьюторская Энергокомпания». Именно поэтому Зураб Ногаидели и давал комментарий от имени этой компании. Тогда я сам являлся главой службы по связям с общественностью «Объединенной Дистрибьюторской Энергокомпании» (ОДЭ) и знаю, что штатным работником ОДЭ премьер-министр Зураб Ногаидели никогда не был, – отметил в интервью газете глава службы по связям с общественностью компании Energo Pro Georgia Автандил (Авто) Двалишвили.

– Что собой представляет эта комиссия?

– Эта комиссия – неправительственная организация, что позволяет правительству говорить: мол, мы не можем влиять на решения независимой организации.

Поэтому наша партия вышла с законодательной инициативой – упразднить эту комиссию, чтобы тарифные вопросы на энерогоресурсы решал парламент, избранный народом. Это представители народа должны определять тарифную политику.

Мы выступаем за упразднение этой лжеорганизации, у сотрудников которой зарплаты около 10 000 долларов, в то время как пенсия в Грузии составляет примерно 80 долларов. Представляете, какая разница, какой социальный разрыв в Грузии?

– Кто входит в Национальную комиссию по энергетике?

– Комиссия начала работать еще при Шеварднадзе. За это время, конечно, менялись и члены комиссии, и председатели… Но люди, которые сегодня принимают решения по тарифам, были назначены при Саакашвили.

– А Георгий Рамишвили по прозвищу Зарала имеет какое-то отношение к Energo-Pro Georgia или к комиссии?

–  Я бы не хотел на этом этапе называть конкретные имена. Кроме Ногаидели не могу пока никого больше назвать. Мы начинаем сбор информации, и пока у нас не будет на руках достоверной информации, мы не будем комментировать, чтобы не получилось, что наши заявления основаны на сплетнях.

– Но он хотя бы входит в круг подозреваемых вами?

– Мы подозреваем, что бывшие партийные боссы Саакашвили и нынешние партийные боссы правящей группы совместно решают тарифную политику Грузии.

– В конце июня в Армении прошла череда акций протеста из-за повышения тарифа на электроэнергию. «Электромайдан» – так прозвали некоторые СМИ те события. В Грузии из-за повышения тарифов люди тоже выйдут на акции протеста?

– Правительство оперативно приняло превентивные меры: было созвано правительственное совещание. В результате премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что обязательно будет разработана программа по субсидированию для наиболее бедных слоев населения.

Мы сейчас проводим консультации с другими оппозиционными партиями. В Грузии на политическую жизнь сильно действует климат. Трудно проводить политические акции в жару при 40 градусах.

Думаю, вопрос об акциях протеста будет актуальней осенью.

– То есть осенью начнутся митинги?

– Да, полномасштабные акции протеста, наверное. Но хочу подчеркнуть, что это будет зависеть от правящей партии и от того, как они будут реагировать.

– С какими оппозиционными партиями вы будете вести переговоры по поводу проведения митинга? С «националами», например, будете договариваться?

– Мы не считаем ЕНД оппозицией. Правящая партия считает «Национальное движение» политической партией. Мы относим их к криминальным организациям.

– А с партией Ираклия Аласания?

– Со всеми оппозиционными партиями. Наверное, будет еще консультация с Нино Бурджанадзе. У нас с ней коалиционная форма взаимодействия.

– А возможен вариант, что после поднятия цен с 1 августа люди стихийно выйдут на акции протеста?

– Я не исключаю этого. Но  это зависит от правительства.

– Власти пойдут на разгон демонстрантов?

– При Саакашвили непременно был бы силовой разгон протестующих. Были бы использованы жесткие и выходящие за рамки закона методы.

Думаю, это будет тест для нынешней правящей партии, ведь крупных акции протеста при «Грузинской мечте» еще не было. Посмотрим, как они выдержат демократическое давление со стороны народа и оппозиции.

– Если люди выйдут на протесты в августе, ваша партия присоединится к ним?

– Если будут проводиться оппозиционные митинги, протесты, мы будем стоять в первых рядах.

– Что конкретно вы будете требовать, ведь тарифы поднимаются в том числе з-за девальвации лари? Как в этой ситуации можно отменить повышение тарифов на электроэнергию?

– Конечно, повышение курса доллара и девальвация нашей валюты – все это влияет. Но я уже отметил, что формирование цены на электроэнергию зависит от многих пунктов. Некоторые из них созданы искусственно. Мы требуем, чтобы из схемы формирования цен на электроэнергию вышли те фирмы, которые занимаются тем, что повышают цены.

– Как думаете, в случае начала акций протеста в Грузии возможен украинский сценарий, «экспорт майдана»?

– Это на Украине в свое время произошел «экспорт революции роз». Так что экспортом занимаемся мы (смеется).

– Скажу иначе: дело дойдет до политического переворота или будет как в Армении – акции прошли, а власти остались?

– Мы уже проходили этот болезненный период. Наша страна пережила большие потрясения. И сегодня травмы, полученные после «революции роз», до конца не зажили. Так что еще одна «цветная» революция нам не нужна.

Нам нужны нормальные дипломатические отношения с соседями. Конечно, нам нужно усиление сотрудничества с Евросоюзом, с Турцией, с остальными демократическими странами… Но нам не нужно специально созданное напряжение, которое сказывается на простом народе.

– Перспектива политического переворота мало кого привлекает, тем не менее прозападно настроенные политики часто называли Иванишвили (и Гарибашвили как его ставленника) «прокремлевскими». Если люди выйдут на митинг против повышения тарифа, определенные силы могут вывести формулу «сопротивления пророссийскому правительству»?

– Думаю, наш народ политически созрел для того, чтобы отличать белое от черного. Так что, полагаю, если будут проходить митинги с социальными требованиями, они не перерастут в политические, например, с требованием отставки Гарибашвили или его линчевания… Я надеюсь, что этого не произойдет.

Мы будем работать над тем, чтобы эти социальные митинги были полномасштабными, и, может, даже «в рамках закона агрессивными», но чтобы они не перешли в политическую плоскость.

– «В рамках закона, но агрессивные» – это как?

– У политиков есть маленькие фокусы, чтобы проводить агрессивную манифестацию, но в рамках закона.

– Есть вероятность, что в случае начала митингов Ираклий Гарибашвили покинет пост премьер-министра, тем самым сыграв роль «сакральной жертвы» обстоятельств?

– Думаю, это исключено на данном этапе развития Грузии. Когда-нибудь это должно произойти, в конце концов, правительство должно меняться – это основа демократии.

Но думаю, что на сегодняшний день исключено, чтобы митинги дошли до ухода Гарибашвили в отставку. Этого и хотят достичь «Национальное движение» и Саакашвили.

– Почему же только Саакашвили? Разве Ираклий Аласания не претендует на премьерское кресло?

– Может, он и претендует, но на данном этапе у него нет такого рейтинга, чтобы он мог претендовать на такой важный государственный пост

– Если начнутся митинги, Россия сможет оказать влияние на ситуацию?

– Если начнутся митинги, мы должны будем попросить все государства – Россию, США, ЕС, – чтобы они не вмешивались в наши внутренние дела. Это своего рода политическая просьба.

С «помощью» США в 2003 году мы уже получили в лице Саакашвили монстра, получили криминал во главе государства. Так что мы больше не хотим никакого внешнего вмешательства, внешней «помощи»…

Кроме финансовой. Пожалуйста, мы будем принимать финансовую помощь от всех, но политическую помощь, пожалуйста, оставьте для себя.

Надана Фридрихсон

Источник: kavpolit.com

© 2015, https:. Все права защищены.