Торговля Украины с ЕС ― развенчание мифа

С 1 января 2016 года вступило в действие Соглашение о зоне свободной торговли Украины с ЕС. Однако новых условий для торговли это не создает, поскольку уже с 2014-го в отношении экспорта из Украины в Евросоюз действовал режим так называемых автономных торговых преференций.

Таким образом, полтора года украинские аграрии и пищевики пытались «осваивать» европейские рынки. Попытки эти в большинстве своем успехом не увенчались. Причин тому масса, но основной экспортеры называют крайне низкие квоты на поставки украинских товаров в ЕС. Я уже писал о том, как прокомментировал эту ситуацию создатель и основной акционер агрохолдинга «Мироновский хлебопродукт», ведущий экспортер куриного мяса в Украине Юрий Косюк. Но, думаю, нелишним будет напомнить его слова, потому что он предельно четко сформулировал первопричину проблем с экспортом: «Думаю, что мы обмануты. Для экспорта продовольственных товаров из Украины установлены катастрофически большие ограничения или квотирования. Чтобы вы понимали: Украина производит 1,2 млн тонн куриного мяса в год. При этом Европа дала Украине беспошлинную квоту ― 16 тыс. тонн». То, что помимо этих 16 тыс. тонн разрешено поставлять в ЕС еще 20 тыс. тонн целой замороженной курицы, ничего не меняет ― она в Европе «абсолютно никому не нужна». В остальном украинский экспорт в этом секторе ограничен ввозной пошлиной, установленной ЕС в размере свыше 1 тыс. евро за тонну.

Как отмечает Юрий Косюк, квоты оказались такими мизерными, потому что «Европа защищает свой рынок». «Они четко защитили собственные интересы, а Украина проиграла», ― подытожил он. При этом надеяться на изменение ситуации в обозримом будущем не стоит. «Как заявила руководитель комитета по вопросам торговли ЕС, ближайшие 5 лет даже вопрос (об изменении квот. ― В.М.) рассматриваться не будет», ― сообщил Юрий Косюк.

Не лучше обстоят дела и с основой украинского аграрного экспорта ― зерновыми культурами. Президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко, комментируя вопрос о квотах на поставки в ЕС, сказал: «Сколько в этом маркетинговом году мы будем поставлять в ЕС зерна, сказать сложно… Они (квоты. ― В.М.) достаточно маленькие, но должен сказать, что мы сейчас вместе с Министерством аграрной политики проанализировали всю ситуацию и готовим официальный документ для переговоров в Евросоюзе по расширению квот на украинское зерно и продукты переработки». Кроме того, Владимир Клименко отметил и сложности самой процедуры квотирования.

Анализируя ситуацию по данным, представленным украинскими экспортерами, можно однозначно констатировать: ЗСТ с ЕС стала ловушкой для украинской экономики и общества. Украина подписала соглашения, прямо противоречащие ее экономическим интересам. И это ― следствие мифов о евроинтеграции. Но обмануть людей можно, а вот экономику ― не получится. Реальная экономика однозначно реагирует на сложившуюся ситуацию, сокращая объемы украинского экспорта в ЕС. За 11 месяцев 2015 года экспорт украинских товаров в страны ЕС сократился на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Общее снижение украинского экспорта за этот период составило 30,9%. Основные потери отечественных экспортеров ― рынки России, Беларуси и Казахстана. Уровень украинского экспорта в эти страны за январь ― ноябрь 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014-го снизился:

− в Беларусь ― на 48,1%;

− в Казахстан ― на 34,9%;

− в Россию ― на 53,2%.

Поверив евроинтеграционным мифам, Украина теряет традиционные рынки сбыта. В результате общее снижение украинского экспорта с ноября 2013 года по ноябрь 2015 года составило порядка $23 млрд. Цифра огромная в масштабах нашей экономики. Системная потеря таких колоссальных средств и стала одной из основных причин нынешнего упадка в стране и непрекращающегося кризиса экономики.

Виктор Медведчук

Источник: vybor.ua

© 2016, https:. Все права защищены.