Юрий Луценко: экономическая блокада ДНР и ЛНР необходима

Председатель фракции «Блок Петра Порошенко» в Верховной Раде Украины Юрий Луценко заявил о необходимости как можно скорее ввести экономическую блокаду территорий Донбасса, временно не контролируемых украинскими властями.

В парламенте уже зарегистрирован законопроект, поданный членами коалиции, в котором также предлагается ограничить въезд граждан и ввоз грузов на территорию так называемых ДНР и ЛНР.

Юрий Луценко говорит, что президент Петр Порошенко придерживается той же позиции: грузы с продовольствием и товарами народного потребления на неподконтрольные территории не должны поступать.

«Это твердое решение президента», — заявил Юрий Луценко в Верховной Раде на прошлой неделе.

Заявления главы пропрезидентской фракции вызвали критику не только оппозиции, которая назвала такие намерения недопустимыми, но и некоторых правозащитников, в частности, из Украинского Хельсинского союза. Они считают такие меры антигуманными в отношении людей, страдающих из-за конфликта на востоке страны.

Корреспондент Украинской службы Би-би-си Светлана Дорош поговорила с Юрием Луценко о том, почему власть может решиться на экономическую блокаду, и как этот процесс будет происходить.

«Прекратить кормить боевиков»

Юрий Луценко: Такие меры, по мнению властей, оправданы и крайне необходимы, поскольку, во-первых, это поможет в борьбе с контрабандой и коррупцией.

Вторая принципиальная позиция: надо прекратить кормить боевиков.

Би-би-си: Считаете ли вы, что в случае установления такой блокады коррупции станет меньше, и что реалистично закрыть все возможные пути перемещения грузов?

Юрий Луценко: Речь идет о необходимости закрыть один пункт в Луганской области и пять-шесть — в Донецкой. Конечно, речь не идет о тех случаях, когда кто-то с чемоданом через поле перейдет, а о значительно более масштабных объемах грузов.

При желании налоговых и фискальных служб перекрыть движение грузов через линию соприкосновения можно, но следует также обустроить эти пункты пропуска метров за 150 от «границы» с ДНР и ЛНР, усилить их милицией и пограничниками.

Мы уже имеем такую практику. В Луганской области глава военно-гражданской администрации Геннадий Москаль запретил проезд через пункт пропуска любых транспортных средств после того, как там обстреляли пограничников. Теперь там только пеший переход.

До сих пор позиция руководителя Донецкой области Александра Кихтенко была противоположна той, которую занимал Геннадий Москаль. Кихтенко считал, что устанавливать ограничения недопустимо. Как следствие — завозится огромное количество грузов.

Теперь правительство просит президента освободить его от должности. Я уверен, что новый руководитель области введет те же правила, что и в Луганской.

Би-би-си: Известно, сколько товаров завозится на неподконтрольную территорию?

Юрий Луценко: Речь идет о сотнях фур ежедневно. В Луганской области, где действует один пропускной пункт, на майские праздники, когда еще не были введены ограничения, остановили около 100 фур. Поэтому посчитайте, сколько их может быть на пропускных пунктах Донецкой области.

Кстати, я видел фуры, которые не пропустили. Это были грузы из Славянска, Краматорска. Подавляющее большинство из них — с освобожденной части Донбасса.

Моральный груз решения

Би-би-си: После того как украинские власти прекратили выплату пенсий на неподконтрольных территориях, настроения людей, которые там живут, были не в пользу официального Киева. Сейчас есть заявления правозащитников, в частности, руководителя Украинского Хельсинского союза Николая Козырева, который говорит об антигуманности таких шагов власти — ведь жители этих территорий и так в крайне сложных условиях. Вы представляете реакцию жителей в случае, если блокада будет введена?

Юрий Луценко: Знаю, что после того, как Геннадий Москаль запретил движение транспорта через линию соприкосновения, ситуация там обострилась, люди выражали недовольство в адрес «руководителей» так называемой ЛНР.

Я понимаю весь моральный груз этого решения. Но оставить все, как есть, будет означать заморозить конфликт: дальше кормим боевиков, они прекрасно чувствуют себя, условные «бабушки» молчат, потому что им всего хватает — и продуктов, и пропаганды.

Но нам надо это прекратить. И эта вещь важнее сегодня, чем психологическое состояние на оккупированных территориях.

Я уверен, что самостоятельно ни Плотницкий [Игорь Плотницкий — руководитель так называемой ЛНР — Ред.], ни Захарченко [Александр Захарченко — лидер так называемой ДНР — Ред.] не в состоянии выполнять функции власти.

До сих пор «бабушка» в Луганске или Донецке говорила, что ей все равно, какая власть, лишь бы прекратили стрелять и было что есть. Теперь и она также должна определиться, что ее больше устраивает.

Би-би-си: После ваших заявлений уже звучали комментарии, что, мол, вводя экономическую блокаду, Украина надолго консервирует ситуацию и признает, что неподконтрольные ей территории в ближайшей перспективе вернуть не удастся.

Юрий Луценко: Логика у президента Порошенко очень проста. Либо вы позволяете нам восстановить контроль над внешней границей, либо мы временно контролируем внутреннюю. Пока вы не закроете окно на российско-украинской государственной границе, мы должны контролировать эту линию столкновения. Иначе контрабанда будет идти непрерывным потоком.

Би-би-си: Но прекращение поставок украинских товаров на неподконтрольные территории позволит войти туда российским товарам. А украинские могут потерять этот рынок окончательно.

Юрий Луценко: Да, но российские товары будут минимум вдвое дороже.

Линия контроля — надолго?

Би-би-си: В течение всего времени, пока действует закон «Об обеспечении прав и свобод граждан и правового режима на временно оккупированной территории Украины», звучит много нареканий от жителей Донбасса (и не только) на систему пропуска через линию соприкосновения. Что изменится в этой системе в случае введения экономических ограничений?

Юрий Луценко: На самом деле это и есть главный вопрос для людей. Система, которая действовала с самого начала, была крайне несовершенной.

Выдавались бумажные разрешения, ничем не защищенные, их было легко подделать. И главное — это выглядело нелепо, когда, например, живя в Стаханове, надо было заказывать пропуск в одном из трех других городов, ждать, потом получать пропуск на одном из пунктов пропуска. Это все нормально не работало, пропуска или подделывали, или получали за взятки.

Президент поручил СБУ и пограничникам создать электронную базу данных для того, чтобы пропускная система работала только в электронном режиме.

Может ли это [в будущем] быть отменено? Я лично думаю, что да.

Все будет зависеть от поведения руководителей самопровозглашенных республик. Если они хоть как-то думают о людях, то алгоритм прост. Они прекращают стрелять — облегчается ситуация с пропусками. Они отводят тяжелую технику, как это предусмотрено минскими соглашениями, — речь может идти о возвращении разрешения пересекать линию столкновения легковым автомобилям.

Договариваемся о том, что украинские военные появляются на российско-украинской границе — вместе с военными Российской Федерации или ОБСЕ, — линия пересечения исчезает.

По нашему мнению, это вполне конструктивный план.

Би-би-си: Если представить, что этот, как вы говорите, «конструктивный план» будет воплощаться, что может произойти дальше?

Юрий Луценко: Все зависит от того, будет ли минский план по урегулированию кризиса двигаться. Если да, то, скорее всего, так называемым ЛНР и ДНР может быть предоставлен статус свободной экономической зоны.

Обычные таможенные правила предусматривают, что в случае появления такой зоны устанавливается внутренняя линия контроля — для недопущения контрабанды, прежде всего.

Поэтому линия, на которой сейчас стоят войска и пропуск через которую предлагается закрыть, в случае предоставления особого экономического статуса — подчеркиваю: экономического — все равно сохранится. Как и вокруг свободных экономических зон, которые действуют в других странах.

Поэтому обустраиваться там надо всерьез.

Источник: bbc.com

© 2015, https:. Все права защищены.