Великая Отечественная — закончилась ли битва?

С таким названием в минувшую пятницу 17 апреля в Центральном Доме журналиста прошел междисциплинарный научный семинар, организованный Центром научной политической мысли и идеологии (Центром Сулакшина). Участники мероприятия пришли к единому мнению о том, что спустя 70 лет после Великой Победы фашизм смог обрести новые формы. Россия, которую с полным правом называют страной-победителем, вновь стоит перед лицом немалых угроз, включая сам факт ее существования.

В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне нашу страну, которая понесла самые тяжелые потери в этой войне и внесла решающий вклад в дело борьбы с фашизмом, пытаются откровенно дискредитировать, обвинить в «приватизации» Победы, переписать ее роль и даже полностью отрицать ее участие в войне с фашистскими захватчиками.

России, которая традиционно устраивает Парад Победы на Красной площади, и в юбилейные годы приглашает к участию в мероприятиях представителей государств, чьи военные подразделения внесли свой вклад в общее дело победы над нацизмом, уже не раз пытались «испортить» настроение в преддверии юбилейной даты. В СМИ и иных официальных источниках периодически появляется информация о том, что руководители целого ряда стран Европы и США ответили отказом на приглашение принять участие в юбилейных торжествах. США, обвинив Россию в развязывании войны на Украине, решили, что праздник в Москве нужно игнорировать, и оказывают давление на страны ЕС, многие из которых последовали примеру Штатов. Некоторые страны, заявив, что Россия вообще не должна выступать в роли «хозяйки» праздника Победы, решили провести собственные альтернативные мероприятия.

Обсуждение всех этих вопросов на фоне неоднозначной геополитической ситуации в стране и стало ключевой темой междисциплинарного научного семинара, собравшего ведущих ученых и экспертов.

Научную дискуссию открыл Вардан Багдасарян, доктор исторических наук, декан факультета истории и политологии МГОУ, научный сотрудник Института российской истории РАН, замдиректора Центра научной политической мысли и идеологии, выступив с докладом «Семьдесят лет Победы в фокусе информационно-психологической войны против России».

Контекст его выступления был определен ситуацией информационной войны, развязанной сегодня против России. И научно-историческое сообщество, по мнению докладчика, оказалось к этому вызову не готово. Ситуацию, сложившееся в исторической науке, которая и должна представлять, освещать и анализировать ход Великой Отечественной войны, автор определили как декогнитивизацию науки, снижение планки от больших смыслов и больших проблем к более мелким проблемам и постановкам вопроса. Уходят священная история, историософия, история как процесс, история как факт, и остается история как источник. Происходит замещение ценностей, смыслов, объяснительных моделей и, наконец, замещение интерпретаций. Замещение на то, что, по сути дела, предоставляется со стороны внешних геополитических авторов.

Как эти процессы отразились на изучении истории Великой Отечественной войны? В каждой войне есть противник. Но сегодня вопрос о противнике во Второй мировой последовательно размывается и выхолащивается. Изначальная установка «фашизм как мировое зло» сменилась на «фашизм как экстремальное проявление империализма», затем – на «фашизм как идеология правых 1920-начала 1940-х гг.». После термин «фашизм» был признан некорректным и заменен на «нацизм», далее он сменяется «гитлеризмом». В настоящее же время, учитывая популярный современный тренд изучения истории, считается, что противника в этой войне не было. Противник в результате этого оказывается неноминируемым, а образ его — размытым.

Войны бывают разными, говорит В. Багдасарян. Сегодня модели ведения войны изменяются. Война входит в саму природу глобализации. На смену столкновению двух армий, подразумевающему применение физической, военной силы, приходит война «сетевая», охватывающая весь мир, война когнитивная, которую характеризует поражение сознания и подмена ценностей.

В ходе Второй мировой России удалось воспрепятствовать составленному Гиммлером, ближайшим соратником Гитлера, плану «Ост» (Generalplan Ost) по закреплению господства Третьего рейха в Восточной Европе. Но стоит внимательно проанализировать, что случилось в результате подмен понятий, связанных с распадом СССР.

Первый из пунктов плана «Ост» – индивидуальные свободы, избегание любых форм государственного контроля, минимизация административного начала. Но если обратиться к тексту Конституции РФ, можно увидеть, что права и свободы человека также объявлены высшей ценностью авторами этого документа.

Аналогии можно провести и между другими пунктами российской Конституции и плана «ОСТ» – сокращением рождаемости, пропагандой развлечений, лишением возможности выдвижения объединяющих политических идей, примитивизацией образования, разрушением системы здравоохранения. И если в таком ключе проанализировать Конституцию современной России, объясняет автор, с большой долей предположения можно сделать вывод, что если бы ее создавал геополитический противник нашей страны, он написал бы именно такой документ.

Лишить своей истории, не допустить чувства гордости, внести раскол между народами России, отделить их от русских, распространить магию и сектантство и приравнять их к религиозным культурам, насаждать пороки, отторгнуть у России Прибалтику, Украину, Белоруссию и Кавказ — по сути, было реализовано все, что составляло программу политики гитлеровского плана.

В школах, расположенных на оккупированных территориях, на уроках преподносилась идея следующего содержания: в истории России всегда присутствовали две составляющих – европейская и азиатская, первая из которых – позитивная передовая, а вторая — негативная и тянущая страну назад. Антисоветские плакаты периода ВОВ пропагандировали отделение народа от государства.

Перечислив факторы победы во Второй мировой, которые могут быть и сегодня противопоставлены в борьбе с внешним врагом и с современными вызовами, автор приходит к неутешительному выводу: к настоящему времени каждый из этих традиционных факторов оказался подавленным. Так, массовый патриотизм и уверенность советских людей в победе в период ВОВ сменился ориентиром россиян на западные ценности, экономическое и технологическое самообеспечение – импортозависимостью, советская идентичность народов – разрушением цивилизационного идентификатора, превосходство в военной технике – недофинансированием науки, патриотичность и профессионализм – коррупцией и клановостью.

В. Багдасарян также акцентировал внимание слушателей на итогах опроса WorldValuesSurveyWave 6 2010–2014 гг., которые показали, что в этот период процент россиян, готовых сражаться за свою страну, опустился ниже, чем в среднем по миру, и лишь немногим превысил 50%.

Для того, чтобы построить новую систему мироустройства, надо делегитимизировать предыдущую, сделать нелегитимными исторические основания прежней системы, говорит докладчик. Именно это и происходит в последние годы. Так, в 2005 г., как раз перед 60-летием Победы, на выступлении в Риге Дж. Буш вдруг заявил, что Ялтинско-Потсдамская система, на которой основан весь современный порядок мироустройства, устарела и несправедлива. Фактически, Буш приравнял ее к советско-германскому сговору и заявил, что систему эту необходимо отменить. Это было прямой заявкой на перекраивание имеющейся системы мироустройства. Следствием стали ее ревизия, как и ревизия итогов Второй мировой и роли СССР в ней.

В информационном пространстве сегодня «гуляет» две основных ревизионистских догмы – «СССР не причастен к Победе» и «СССР должен быть в числе побежденных». Суть их одна – лишить Россию, как преемницу СССР, Победы и, как следствие, того геополитического положения, которое она заняла по итогам Второй мировой. И современное либеральное сообщество завуалированно разделяет платформу ценностей той стороны, которая проиграла в Великой Отечественной.

Помимо вызовов, связанных с перестройкой мироустройства, есть и другие. Любая общность выстраивается на неких сакральных образах, которые можно найти в любой цивилизации. Этот образ «священной войны», связанной с тяжелыми потерями и яркими проявлениями героизма. Для современного российского общества, как, впрочем, и для всего постсоветского пространства, таким образом является, несомненно, Великая Отечественная война. Разрушить, разъединить общность легче всего, нанеся удар по сакральному образу. Именно такую цель преследуют проводимые в последние годы попытки ревизии роли СССР во Второй мировой войне, обоснования тождества коммунизма и фашизма, выдвигаемая Америкой версия Второй мировой.

Сегодня над миром снова нависла угроза фашизма, резюмировал докладчик, пусть она называется иначе, но суть ее – та же. И в качестве естественного гаранта недопущения новой фашизации мира назвал Россию.

Острую и актуальную тему поднял генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, доктор политических, доктор физико-математических наук, профессор Степан Сулакшин в своем докладе «Великая Отечественная — чем она закончилась в 2015 году?», который он посвятил своему отцу-фронтовику и всем защитникам Родины 1941-1945 гг.

 Свой доклад С. Сулакшин начал со статистических сопоставлений показателей экономического развития России, страны-победителя, и Германии, проигравшей стороны. В качестве «итогов войны в 2015 году» докладчик привел данные по таким показателям, как ВВП на душу населения (порядка 14 тыс. долл. у России и 42 тыс. долл. – у Германии); инфляция; доля занятого в экономике населения (немногим более 48% в России и почти 53% — в Германии); затраты на исследования и разработки (порядка 1,25% и около 2,6% от ВВП, соответственно); валовая добавленная стоимость в промышленности (порядка 450 млрд долл. и порядка 850 млрд долл.) ; индекс промышленного производства (около 80 и свыше 130) ; валовая добавленная стоимость на одного работающего в обрабатывающей промышленности (около 15 тыс. долл. и порядка 90 тыс. долл.) ; энергозатраты на единицу ВВП (около 350 и немногим более 100 кг условного топлива в нефтяном эквиваленте на 1 тыс. долларов); индекс производства сельхозпродукции (немногим более 85 и около 100); надой молока на одну корову (меньше 4 тыс. и более 72 тыс. кг в год); объем авиаперевозок пассажиров (около 75 и около 110 млн человек в год); доля страны в мировом экспорте товаров (около 3% и свыше 7,5%); экспорт машин и транспортного оборудования и высокотехнологичный экспорт (по этим показателям Германия в несколько десятков раз опережает Россию); коэффициент смертности (13 и 10,5 на 1 тыс. человек населения); средняя ожидаемая продолжительность жизни (порядка 70 и свыше 80 лет) и многие другие. Вывод очевиден — все приведенные данные говорят не в пользу страны-победителя, а по целому ряду из них Россия демонстрирует очевидные провалы.

Размышляя об итогах Великой Отечественной войны с позиции 2015 г., докладчик предлагает задуматься над такими вопросами: «мы освободители Европы или оккупанты, силой насаждавшие там «свою модель развития», как это пытаются представить отдельные политические деятели; «мы победители или проигравшие в войне, если многие цели нападавших в 1941 г. фашистов реализованы?», и «какое отношение к Великой Победе наших отцов и дедов имеют нынешние либералы-заправилы, для которых ценна совсем иная «модель развития» и которые используют Великую Победу для укрепления своей власти и власти либерализма над страной?».

И действительно, многие цели нападавших на Советский Союз в 1941 г. удалось реализовать к настоящему времени. В числе примеров, наглядно демонстрирующих эти утверждения, С. Сулакшин привел восстановление пораженческих символов в качестве государственных (знамени формирований Андрея Власова), демографическую политику, направленную на снижение рождаемости и либеральную модель экономического развития.

Тема «консциентальной войны» была затронута в докладе «70-летие победы «по-европейски»: праздник или идеологическая спецоперация?» Андрея Тузикова, доктора социальных наук, профессора, руководителя координационного совета по социальным наукам Республики Татарстан, завкафедрой Казанского национального исследовательского технологического университета.

Консциентальная война – война за сознание людей, которая ведется в информационном пространстве и опирается на идеологические дискурсы (что говорится, как говорится, в каком смысловом контексте, как интерпретируется и о чем намеренно умалчивается), сообщил автор доклада.

Специфика современных идеологических операций состоит в том, что атака происходит не с помощью слома старых идеологем и навязывания новых, а с помощью навязывания новых толкований, уже принятых массовым сознанием идеологем типа «демократия» и «свобода». Именно поэтому все попытки идеологических атак на интерпретацию событий Второй Мировой проходят под флагом идей «демократии» и «борьбы за свободу» против «тоталитаризма». При этом все силы,ранее причисляемые к сторонникам фашизма, сегодня превращаются в «борцов за демократию и свободу», а боровшиеся с фашизмом на стороне СССР неожиданно становятся врагами нации и свободы.

Именно здесь берет начало стремление возложить на СССР (и на Россию как его правопреемницу) вину и ответственность за ущерб, нанесенный странам Восточной Европы соглашением о послевоенных границах. Россия практически выводиться из числа победителей и пострадавших во Второй мировой войне, и превращается в одного из виновников этой войны.То, что сегодня происходит на полях идеологических битв за Победу, сопровождается демонизацией России. «Ищи, кому выгодно», — завершил свой доклад А.Тузиков.

«Никогда у нас не будет такого защитника как культура эпохи Советского Союза», — такой фразой начал свое выступление Владимир Лексин, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, профессор Высшей школы экономики. По его словам, во время войны за книгами очередь была не меньше, чем за хлебом. Общий ежедневный тираж газет составлял 8 млн экземпляров. На передовой выступали лучшие артисты, и это с полным основанием можно назвать подвигом культуры. Выпускались новые кинофильмы. Николай Мясковский написал четыре симфонии, которые потом исполнял Мстислав Ростропович. С.Прокофьев написал балет «Золушка». Это была музыка победителей! В общем, защищающая себя на фронтах тяжелой войны страна жила полноценной культурной жизнью. Одним из мощных пропагандистских орудий того времени был плакат. Выставки портрета проходили в Москве довольно часто. Консолидация духа советских людей и уверенность в Победе была неоспоримой, «не из-под кнута», а самой искренней, рассказал В.Лексин.

Участники мероприятия пришли к единому мнению о том, что спустя 70 лет после Великой Победы фашизм не исчез, а обрел новые формы. И России, которую с полным правом называют страной-победителем, вновь предстоит миссия избавить мир от новой «коричневой чумы».

В работе семинара также принимали участие Богдан Безпалько, заместитель Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В.Ломоносова; Иван Березина, главный редактор интернет-издания «Россия навсегда»; Татьяна Воеводина, президент ООО Торговый дом «Белый кот»; Василий Гнездилов, заместитель председателя политической партии «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ», генерал-лейтенант; Ольга Жукова, старший преподаватель кафедры истории МосГУ, член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы, кандидат исторических наук; Александр Ибрагимов, ведущий сотрудник Центра военно-политических исследований, кандидат философских наук; Людмила Кравченко, руководитель отдела Центра научной политической мысли и идеологии; Алексей Ларионов, кандидат исторических наук, доцент; Дмитрий Лошков, доктор исторических наук, доцент Московского государственного областного университета; Надежда Пак, заместитель генерального директора Центра научной политической мысли и идеологии; Ильдар Резяпов, председатель политической партии «ПАРТИЯ ВЕТЕРАНОВ РОССИИ»; Константин Сивков, председатель Союза геополитиков, обозреватель еженедельника «Военно-промышленный курьер»; Николай Чуйков, член президиума Академии технологических наук РФ и другие.

Василий Гнездилов в беседе с журналистами по окончании мероприятия назвал все доклады, представленные на семинаре, очень продуманными, а свои впечатления от прошедшего мероприятия оценил как самые положительные. «Представленная информация очень полезна, есть над чем поразмыслить. Хочу отметить очень продуманный и аргументированный доклад Вардана Багдасаряна, и особым образом выделить доклад Степана Сулакшина, очень конкретный и откровенный. Тема, которую затронули на семинаре, весьма актуальна. Многие страны действительно бойкотируют праздник в честь 70-летия Победы на Красной площади в Москве. Полагаю, что им даны по этому поводу специальные указания из Белого Дома. Немало в этом смысле удивляет решение Швеции и Финляндии — ведь с этими странами у нас были самые хорошие отношения. Но я не исключаю возможность того, что к 9 мая многое может измениться, и лидеры стран, ранее отказывавшиеся приезжать, переменят свое решение».

Николай Чуйков по итогам мероприятия также отметил очень хорошую подготовку докладов, открытых и честных докладчиков, актуальность тем обсуждения. «То, что я услышал на семинаре, мне однозначно понравилось, — прокомментировал участник мероприятия. — Сегодня действительно ведется антигосударственная пропаганда, связанная с пересмотром итогов Великой Отечественной войны, минимизацией вклада в дело Победы России, СССР. Я считаю, что все проблемы, обсуждавшиеся на семинаре, необходимо решать на практике. Например, величайшей ошибкой я считаю полностью переписанные школьные учебники истории. Современные дети попросту не получают истинной, нужной информации о Великой Отечественной войне и ее итогах, не знают, кто такие Сталин и Жуков. Если мы хотим получить патриотичное поколение молодежи, его необходимо воспитывать».

Степан Сулакшин

Источник: rusrand.ru

© 2015, https:. Все права защищены.