Вместо «русской весны» Россию ждет «чеченская зима»

Вчерашний день принес целый вал новостей про чеченского лидера и воина Аллаха Рамзана Кадырова. С утра до позднего вечера появлялись все новые и новые заявления относительно разрастающегося конфликта главы Чечни с федеральными силовиками. Следственный комитет России был вынужден отменить решение СК по Чеченской Республике о возбуждении уголовного дела по факту якобы имевшего место превышения должностных полномочий сотрудниками ставропольской полиции в Грозном. Пресс-секретарю Путина Дмитрию Пескову пришлось напомнить о том, что органы внутренних дел Чечни де-юре подчиняются МВД России, а не главе Чечни. Вновь появились слухи о возможном назначении Кадырова вице-премьером российского правительства — сам он заявил, что готов уйти в отставку в случае необходимости и снова признался в верности Путину и т.д. и т.п.

Напомню, что открытый конфликт Кадырова с МВД начался после того как сотрудники ставропольского МВД провели 19 апреля спецоперацию в Чечне, в ходе которой был убит местный житель Джамбулат Дадаев, пытавшийся, будучи вооруженным, протаранить их автомобиль. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации от Чеченской республики приняли совместное заявление, в котором сравнили действия сотрудников МВД Ставрополья с временами Чеченской войны. Уполномоченный по правам человека в Чеченской республике Н.С. Нухажиев в своем «Специальном заявлении» заявил, что «ставропольские правоохранители не ставили задачу задержать «преступника», а их целью было убить Дадаева. По имеющейся информации, подкупленные сотрудники УВД Ставропольского края выполняли заказ уроженцев Дагестана, с кем ранее Дадаев вступил в конфликт. Операция силовиков больше напоминает работу киллеров. Они не стали бы просто так рисковать, видимо, им хорошо заплатили. Действия силовиков, безусловно, были незаконными и даже, можно сказать, преступными».

Действия полицейских из соседнего региона вызвали резкое недовольство и самого Кадырова. Он публично заявил, что разрешает сотрудникам правоохранительных органов республики открывать огонь на поражение по силовикам из других регионов РФ, если их действия на территории Чечни не были согласованы с местными властями. «Я вам всем заявляю, если на вашей территории появляется, не имеет значения, москвич он или ставропольчанин, открыть огонь на поражение», — заявил чеченский лидер.

После этого МВД России выпустило официальное заявление, в котором назвало недопустимыми слова Кадырова. Тот, в свою очередь, обвинил МВД во лжи, а в Чечне возбудили уголовное дело в отношении ставропольских полицейских. Глава СКР Бастрыкин это дело прекратил, однако, конфликт никуда не ушел и подвис в воздухе. Более того, на Первом канале едва ли не впервые вышел сюжет с критикой чеченского лидера. В нем было сказано о незаконном характере приказов Кадырова сотрудникам полиции. Масла в огонь подлила и незарегистрированная «Партия Прогресса» Алексея Навального, которая обратилась в Следком с требованием возбудить уголовное дело против Кадырова из-за его высказываний о возможности стрельбы по силовикам из других регионов.

О чем свидетельствует подобный конфликт? Как минимум о том, что попытки группы федеральных силовиков нанести удар по политическим позициям Кадырова были продолжены. После убийства Бориса Немцова именно Кадыров стал в общественном мнении той фигурой, к которой тянулись нити расследования — это произошло не без соответствующих информационных вбросов. По всей видимости, мы имеем дело не просто с войной кланов из окружения Путина, но с отчаянным стремлением отдельных силовиков сорвать операцию «Преемник» в самом зародыше. Об этой операции я писал еще в январе, и суть ее сводится к тому, что к 2024 году Рамзан Кадыров заменит Путина на посту президента России. Его промежуточной позицией скорее всего станет пост первого вице-премьера российского правительства и одновременно полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе с сохранением полного личного контроля над управлением Чечней через свое доверенное лицо. Помимо этого Кадыров может уже в ближайшее время стать лидером всех российских мусульман и защитником их прав. На фоне слабеющего Путина набирующий силу глава Чечни — именно та фигура, которая сможет удержать Россию от распада в случае ухудшения экономической обстановки в стране и усиления социальных волнений. К тому же его возвышение позволит закрыть чеченскую проблему, которая в случае его устранения или опалы может перерасти в третью Чеченскую войну.

Очень недальновидно считать Кадырова глупым и неумелым политиком. У него, несомненно, есть поистине звериное чутье на то, что именно и в какой момент он может себе позволить, и это чутье роднит его с Путиным, с которым они связан гораздо более крепко, чем принято думать. Путин Кадырова не сдаст ни при каких обстоятельствах, даже если ради него придется пожертвовать половиной своего окружения и главами всех силовых ведомств. Кадыров — не просто «верный пехотинец» президента, — он его реальный преемник, в отличие от фиктивного преемника Дмитрия Медведева. Если в России и существует правящий тандем, то это тандем Путина и Кадырова. Последний хочет стать для России новым Сталиным и укрепить свою легитимность путинским мифом, как когда-то Сталин насаждал в СССР культ Ленина. Путин понимает, что никто кроме Кадырова не сможет сохранить в целостности ту систему персоналистской власти, которую он выстраивал последние 15 лет.

По всей видимости, в ближайшее время мы узнаем об отставке главы МВД Владимира Колокольцева. Его уход планировался уже давно и не был связан с Кадыровым, однако, на фоне последних событий отставка главы МВД будет выглядеть как очередная победа чеченского лидера. Также возможно новое высокое назначение Владислава Суркова (Дудаева), близкого к Кадырову. При президенте Кадырове Сурков может вновь стать главным идеологом режима, но для этого еще предстоит реализовать целый ряд шагов. Вместо «русской весны» Россию ждет «чеченская зима».

Источник: philologist.livejournal.com

© 2015, https:. Все права защищены.