Военное кольцо вокруг России сужается

Активность действий НАТО в Восточной Европе набирает новые обороты. Вокруг России стягиваются силы блока, но способна ли страна им противостоять?

Действия в Крыму и последующая реакция западных государств на это показали России, что дозволенное Европе (например, в Югославии, Ливии) не дозволено России. Страна причислена к нарушителям европейского порядка, начался первый этап воздействия — через санкции. Продление санкций до января 2016 года стало вполне ожидаемым. В силу того, что Россия традиционно находилась в состоянии перманентного давления в виде внешних ограничений, новый этап санкций также будет продолжительным. Наряду с этой угрозой возрастает и вторая опасность – это создание пояса военного присутствия у непосредственных границ России или очередной виток политики усиления НАТО на восточных рубежах.

Милитаризация НАТО в Восточной Европе становится инструментом потенциального ослабления России и втягивания ее в гонку вооружения. Причиной представители Пентагона называют действия России и Исламского государства. Эта аргументация крайне напоминает выступление президента США на Генеральной Ассамблее, который указал именно эти угрозы в перечне трех главных мировых. Согласно заявлению генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга блок проводит «самое масштабное укрепление коллективной безопасности после окончания Холодной войны».

Со стороны НАТО усиление военного присутствия проявляется в следующих действиях:

— увеличилась активность военных учений в странах Восточной Европы, в которых принимают участие военнослужащие из Бельгии, Чехии, Германии, Венгрии, Латвии, Голландии, Норвегии, Польши и США;

— после присоединения Крыма практически постоянно корабли нечерноморских государств пребывают в Черном море. Корабли, которые имеют право находиться в акватории не более 21 суток согласно конвенции Монтре, с 22 июня представлены американским эсминцем управляемого ракетного оружия и французским разведывательным кораблем. ЕС в начале июня принял резолюцию о военно-стратегической ситуации в бассейне Черного моря, посвященную изменениям в «стратегическом ландшафте Черноморского бассейна и прилегающей территории». Согласно резолюции Крым стал аналогом Калининграда на южном направлении — форпостом России на границе НАТО. Резолюция призывает страны-члены ЕС «принять ответные меры в сфере безопасности и пересмотреть свою внешнюю политику и политику безопасности».

Выражена обеспокоенность риском того, что в Крыму будет развернуто оружие двойного назначения, подчеркнута необходимость морского и воздушного превосходства сил НАТО в бассейне Черного моря для обеспечения способности контролировать этот регион;

— США объявили о планах разместить в семи европейских государствах около 250 единиц тяжелой техники — танков, гаубиц и БМП. Готовность принять технику выразили Польша, Румыния и прибалтийские республики. При необходимости ее можно будет перемещать по регионам, а поскольку страны НАТО не связаны соглашением ДОВСЕ ничего не останавливает их концентрировать военную технику в определенных случаях вблизи российских границ. Ранее в рамках ДОВСЕ существовали ограничения на количество военной техники в приграничных районах. Предполагается также размещение ротируемых, то есть мобильных войск, которые будут перемещаться в зависимости от места учений. Данные решения претворяют в жизнь принятую на Уэльском саммите НАТО стратегию укрепления сил альянса на востоке. В такой же логике проводится учебная операция Atlantic Resolve;

— генеральный секретарь НАТО заявил о планировании увеличить численность сил быстрого реагирования до 40 тысяч человек, хотя еще в феврале эта цифра в планах достигала 30 тысяч. Сейчас она составляет 13 тысяч, а трехкратное увеличение официально объясняется необходимостью реагирования на вызовы, исходящие от Ближнего Востока и России;

— через помощь в рамках НАТО планируется усилить обороноспособность граничащих с Россией прибалтийских республик. Эстония уже увеличила военные расходы, выделив рекомендуемые блоком 2% от ВВП, планируется сотрудничество с размещенным в Эстонии центром кибер-обороны НАТО. Эстония готова разместить вооружение и материально-техническое обеспечение для механизированного батальона НАТО, заключила соглашение об оборонных инвестициях. Латвия положительно оценила решение США разместить военную технику в Восточной Европе;

— НАТО содействует укреплению обороноспособности государств, интересы которых пересекаются с российскими. Это Молдавия, угрожающая находящейся под протекторатом России Приднестровской Молдавской республике, и Украина, воюющая с пророссийски настроенными ополченцами. В НАТО утвердили программу по усилению обороноспособности Молдавии. Молдавская сторона выступила с предложением открыть в Кишиневе бюро НАТО.

Особое беспокойство вызывает усиление сотрудничества с Украиной, которая находится в состоянии транзитного перехода к западному миру через договор об экономической ассоциации с ЕС и программу «Партнерство ради мира». Военная помощь Украине осуществляется через каналы НАТО и двусторонние контакты с государствами-членами НАТО. Украина вынесла на ратификацию два договора о сотрудничестве с НАТО — один относительно вопросов консультаций, управления, связи, разведки, наблюдения и рекогносцировки в рамках программы «Партнерство ради мира», второй — Соглашение о сотрудничестве в сфере поддержки между правительством и НАТО по поддержке и поставкам (ОНПП). Сенат США одобрил законопроект о предоставлении Украине военной помощи на сумму в $300 млн в виде радаров, противотанкового оружия и другой военной помощи.

Однако этот законопроект еще может не получить одобрение Президента США.

Происходящие тенденции протекают в логике военного противостояния. США обвинили Россию в несоблюдении положений Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) — того договора, из которого В.Путин грозил выйти впервые еще в 2000 году, когда США планировали отказаться от участия в Договоре об ограничении систем противоракетной обороны по ПРО. В итоге США вышли из договора еще в 2002 году. А Россия по-прежнему соблюдает обязательства в рамках РСМД, несмотря на то, что такие ракеты стоят на вооружении у ближайших соседей России. США начали не только мощную компанию по милитаризации Европы, но и информационную компанию по дискредитации России, представив ее в роли агрессора. НАТО обвиняют Россию в использовании ядерного оружия «как инструмента в своей стратегии запугивания». Россия представлена как государство-агрессор. В итоге в ближайших государствах формируется образ восточного врага, что создает все предпосылки для заинтересованности этих стран в военном присутствии сил НАТО на их территории.

Как Россия реагирует на подобную угрозу? Риторика представителей российских властей достаточно агрессивна. Заместитель секретаря Совета безопасности России Евгений Лукьянов указал, что размещение элементов ПРО создает угрозу Польше и Румынии, поскольку они становятся автоматически целями России как государства, с территории которых исходит прямая угроза ядерным силам России.

А если отвернуться от риторик власти и посмотреть в лицо фактам, то можно увидеть, что доля импорта в ОПК доходит в некоторых случаях до 70-80%. После сердюковщины казна не досчиталась огромных активов. Россия заказывает вертолетоносцы Мистрали во Франции, имея на вооружении всего один авианосец Адмирал Кузнецов и планируя строительство собственного после 2025 года. Почему тогда — да потому, что к этому времени никто не вспомнит, что когда-то в 2015 году обещали построить отечественный авианосец, работы по которому велись до этого «в течение долгого времени». Хотя расходы на оборону в Росси выросли, их объем не сравним с расходами крупнейших стран. Перечень можно продолжать и далее. Но вывод ясен — уровень обороноспособности России достаточен, чтобы сохранить либеральную элиту у власти, но не достаточен, чтобы Россия могла быть уверена в своем долгосрочном будущем в границах не меньше, чем на 2015 год.

Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Источник: warfiles.ru

© 2015, https:. Все права защищены.