Восточный фланг НАТО: угрозы реальные и мнимые

Вашингтон использует ухудшение отношений с Россией для обоснования необходимости существования и развития НАТО.

Волны беженцев с Ближнего Востока буквально захлёстывают Европу. Они докатились и до стран Центральной и Восточной Европы, руководство которых испытывает, с одной стороны, колоссальное давление Брюсселя с требованием активного участия в размещении беженцев и экономических мигрантов, а с другой, – не знает, как успокоить собственное население, ощущающее недовольство, а подчас и страх от новых вызовов собственной безопасности. Так, по различным опросам более 80% населения Чехии считают, что наибольшую опасность для республики несут исламский радикализм, организованная международная преступность и терроризм. И это более чем на 20% превосходит восприятие угрозы от географически близкого конфликта на Украине, несмотря на откровенную антироссийскую ангажированность местных СМИ.

На этом фоне США продолжают предпринимать активные шаги по вовлечению Чехии, Словакии и Венгрии в стратегию НАТО по активизации восточного крыла альянса. Вашингтон явно беспокоит то обстоятельство, что страны ЦВЕ демонстрируют различие в реакции на украинский кризис и подходах к вопросам безопасности, а также стратегии в отношении России. Это четко проявилось в противоречиях позиций Польши и стран Балтии, с одной стороны, и Чехии, Венгрии и Словакии, с другой. Позиции последних не раз были подвергнуты критике со стороны Вашингтона и Брюсселя из-за своего чересчур сдержанного и прагматичного подхода в отношении России. Они сопротивляются призывам к увеличению расходов на оборону, введению новых санкций против России, при этом некоторые из них неявно поддерживают российскую политику в украинском кризисе. Напротив, страны Балтии и Польша пытаются представить кризис на Украине как прямую и непосредственную угрозу собственной безопасности и являются сторонниками крайне жёсткой политики в отношении России.

Вашингтон же использует ухудшение отношений с Россией для обоснования необходимости существования и развития НАТО, перекладывания на союзников финансового и военно-политического бремени в обеспечении и поддержании безопасности с точки зрения американских интересов. Странам ЦВЕ фактически предлагают «расплатиться» за двадцать пять лет адаптации к условиям НАТО и ЕС и взять на себя роль «прифронтовых государств».

Посредством комплекса военных учений разного уровня и направленности США обеспечивают скоординированное и фактически постоянное военное присутствие своих войск в регионе.

Стоит напомнить, что в конце марта этого года 120 американских БТР прошли почти 2000-километровый маршрут с учений в Эстонии до базы в Германии (Вилсек), пересекая с востока на запад ряд стран ЦВЕ, в том числе территорию Чехии. Несмотря на весьма неоднозначную реакцию населения ряда стран, американцы получили согласие на новое прохождение военной техники.

В сентябре-октябре военные подразделения США совершат учебный 700-километровый марш-бросок с запада на восток из Германии через территорию Чехии и Словакии в Венгрию, к месту совместных учений Brave Warrior. При этом демонстративный проход бронированной техники США по территории ряда государств имеет и практическую составляющую: командование хочет отработать быструю переброску военной техники к заданной цели своим ходом. После этого в течение двух последующих месяцев армии Венгрии и США проведут совместные учения. В Словакии это будет часть учений Словацкий щит (Slovak Shield), которые пройдут на полигоне Лешть (Lešť) с 8 сентября по 2 октября. В дополнение к словацким и американским военнослужащим в них примут участие военнослужащие из Чешской Республики, Венгрии и Польши.

При этом американская сторона утверждает, что данные учения позволят не только укрепить союзнические отношения в регионе, но и показать решимость и мобильность сил НАТО.

Таким образом, США, игнорируя национальные интересы стран ЦВЕ, усиленно навязывают им роль своих сателлитов, стремясь переложить значительную часть финансовых и военно-политических издержек.

Несмотря на успокоительные заявления оборонных ведомств о том, что ничего исключительного в продвижении американских войск через территорию этих стран нет, в социальных сетях уже создаются группы как желающих поприветствовать американцев и сделать фото на память, так и тех, кто настроен решительно против.

Многие понимают, что логика принципа коллективной обороны возможно и требует неизбежной демонстрации союзнических усилий, однако НАТО, и прежде всего американцы, избрали чрезмерную активизацию действий, затеяли опасную игру, генерирующую враждебную политику в отношении России, чреватую опасными последствиями для европейцев.

Кроме того НАТО осуществляет планы создания к концу 2015 года шести координирующих штабных ячеек НАТО в странах Балтии, Польши, Румынии и Болгарии. Изучается возможность создания дополнительных ячеек, в том числе в Венгрии и Словакии.

Наращивание вооружений и новых структур НАТО в ЦВЕ на фоне появления новых угроз, исходящих с территории стран Ближнего Востока, противоречит потребности объединить усилия и совместно противостоять реальным вызовам. Вместо этого альянс вновь воскрешает стратегию холодной войны.

Так или иначе, Вашингтону не удается преодолеть реально существующую разделительную линию между своими союзниками в ЦВЕ, теми, кто настроен открыто антироссийски, и теми, кто занимает более взвешенную позицию.

Своими главными союзниками в регионе США рассматривают Польшу, страны Прибалтики, а также Румынию.

В этой связи обращают на себя внимание недавние заявления президента Польши А.Дуды. Во время инаугурационной речи в начале августа польский президент заявил, что не отступится от планов увеличить военное присутствие НАТО в регионе. По его мнению, североатлантический альянс отступил от заявленной политики и не может выполнить свою запланированную стратегию в части размещения баз на восточной границе. Президент Польши уверен, что НАТО должна защищать своих участников и присутствовать в каждой стране.

Президент Польши А.Дуда и президент Румынии К.Йоханнис выступили инициаторами мини-саммита НАТО, а именно лидеров Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии и Румынии в Бухаресте 3 и 4 ноября.

Обращает на себя внимание тот факт, что в рамках Вышеградской группы, куда, как известно, входят Польша, Чехия, Словакия и Венгрия, Варшаве видимо не удаётся навязать свою линию в вопросах безопасности, и был избран новый формат встречи, где число сторонников новой холодной войны преобладает.

Именно в Польше в следующем году намечен очередной саммит НАТО, и Варшава устами своего президента декларировала, что вопрос о размещении постоянных баз альянса в странах ЦВЕ будет одним из приоритетов.

Министр канцелярии польского президента К.Щерский, ответственный за вопросы внешней политики, заявил в радиоинтервью, что НАТО должна дать такие гарантии безопасности, чтобы нападение на Польшу было невозможным. Подобный иррациональный, а иными словами параноидальный, подход польской стороны даже в самом альянсе вызывает негативную реакцию. В частности, в Германии подобное развитие событий считают крайне опасным, поскольку оно способствует эскалации напряжённости между НАТО и Россией и открыто подрывает Основополагающий Акт Россия-НАТО.

Нельзя не согласиться с замечанием британского аналитика польского происхождения Р.Саквы, что НАТО теперь “существует, чтобы управлять рисками, созданными самим его существованием”.

Елена Хотькова

Источник: riss.ru

© 2015, https:. Все права защищены.