Выступление Ходорковского: рождается проект «постПутин»

Статья Ходорковского «Go West: как вывести Россию из тупика» лежит и в русле очень массивных стратегически ориентированных политических процессов, и вместе с тем в мозаике текущих фактов и проявлений.

Статья умная, стратегичная, очень системная, это настоящая политическая платформа, даже проект. Причем, звучит она в некотором резонансе с похожими политическими действиями.

Григорий Явлинский недавно заявил о намерении выдвигаться в 2018 году кандидатом на выборах президента. Что называется, разморозили динозавра из вечной мерзлоты. Есть еще один сигнал. На Петербургском международном экономическом форуме Кудрин вдруг выступил с идеей переноса президентских выборов. Начинает фокусироваться политическое внимание, проектные усилия и технические задания на 2018 год: Путин или не Путин?

Статья Ходорковского лежит в этом контексте. Что же это за политический контекст, если говорить по-крупному, тезисно, вычленяя только доминирующие, главные особенности и признаки политической картины, не упоминая о множестве противоречивых, камуфлирующих обстоятельств?

1. Либерально-космополитическая модель устроения России провалилась полностью и бесповоротно.

2. Автократическая политическая модель в стране переходит в стадию диктаторскоподобной. Это означает, что политический режим будет сосредотачиваться не на содержании управленческих задач, а на своём собственном существовании во власти и безопасности. Меняются акценты.

3. Правящий политический режим свой выбор сделал. Это консервативный выбор. Ничего не менять, никаких ошибок и никаких неудач не признавать, продолжать действовать так, как действовал.

Что характеризует правящий политический режим в России? Это монополизация власти, ручное управление, этакий квазицаризм. Это приватизация государства, когда узкая группа лиц прибирает к рукам основные материальные и финансовые ресурсы страны. Эта группировка формируется все более отчетливо. Никакой демократической процедуры, никакой ротации, никакого обновления кадров. Группировка собирается существовать так долго, насколько сумеет защитить свои позиции, и насколько возрастные ограничения позволят ей это. Подходит и поколение наследников, которые сейчас в банках, в крупнейших госкорпорациях, уже получают ордена и медали. Итак, констатация. Страна подходит к некоторому барьеру, рубежу, разделяющему время на время Путина и время после Путина. И вот в этом контексте начинается политическое проектирование.

Здесь важен вопрос об адресации проектной статьи Ходорковского. Безусловно, это Запад. Потому что масштабные ресурсы, необходимые для такого рода преодоления барьера «Путин, а потом не Путин», требуют колоссальных ресурсов, и они где-то системно должны быть. Системно они есть на Западе.

Вторая адресация — это, конечно, элита России. И здесь тоже есть апелляция к ресурсу. Но тут апелляция к некоторому скрытому процессу, о котором сейчас нужно сказать.

Сам по себе проект, который выдвигает Ходорковский, абсолютно ясен. В нем нет ничего нового. Это та же самая либерально-космополитическая модель, которую претворяли в жизнь ельцинские поколения исполнителей, путинские поколения исполнителей с небольшой коррективой на эксплуатацию технологий патриотизма в поддержку режима в последние годы. Западу, Ходорковскому, бенефициарам либерально-космополитической модели требуется полная безоговорочная реставрация этой модели в нашей стране. Их не устраивает Путин с его некоторыми отклонениями от генеральной линии либерализма.

Что же за процессы происходят в российской элите, носителе большого административного, политического и финансового ресурсов, необходимых на таких барьерных исторических испытаниях?

Мы оценили коэффициент солидарности высшей элиты с политическим лидером страны. Есть такой способ экспертной оценки. Это консолидация элиты, но консолидация не простая, не автосубъектная, а консолидация в связи с ориентацией на лидера. Взяли две пятилетки — 2010–2015 год и 2016–2021 год. Понятно, что первая — это экспертная оценка, базированная на произошедшем и происходящем, вторая экспертная оценка делает инерционный политический прогноз на следующую пятилетку. Итак, 100% — это полная консолидация элиты с ориентацией на Путина, 0% — это расслоение, разобщение, атомизация, распад элиты, как консолидированного политического актора и субъекта. Но 100% консолидации может быть как за Путина, как против Путина, так и за следующего после Путина лидера. Соответственно, все промежуточные проценты делят элиту на два этих лагеря, более консолидированный, менее консолидированный, про- или контр-Путина.

Итак, 2010 год — 75% солидарности с Путиным элиты, 2011 — 80%, 2012 — 85%, 2013 — 95%, и это перевал. 2014 — уже 75%, 2015 — 40%, 2016 — 35%. В этот момент происходит смена ориентации. В 2015-2016 году по этим оценкам российская элита начинает переориентироваться с путинской версии на постпутинскую версию. 2017 — 55%. 2018 год — 60%, 2019 — 80%, 2020 — 90%, 2021 — 95%.

Это означает, что в эти дни происходит проектный выбор, выбор того, кто после Путина. Сам Ходорковский предъявляет, конечно, себя, но очевидно, что его политическая формула реконструирует и технологию перехода России из путинской истории в постпутинскую историю. По закону, как осужденный, он не имеет права участвовать в выборах. Значит, его желание войти во власть означает «оранжевую революцию», переворот по типу киевского Майдана. Собственно, нашим компетентным органам именно так надо отреагировать и готовиться к такого рода подготовкам и попыткам. Консолидация под рафинированный, «оранжевый», либерально-космополитический системный проект, который выдвигает Ходорковский, естественно, означает другую фигуру. И такая фигура с очевидностью ищется. По нашим прогнозам она будет найдена уже в следующем году.

Навальный может быть, но скорее всего это фигура розыгрыша. Настоящая фигура еще появится.

Таким образом, статья Ходорковского невероятно знаковая, она означает, что историческое время Путина завершается и начинается проектирование периода после него. Фактически элите подается сигнал: Путин и консолидация вокруг него — это модель, называемая в американском словаре «хромой уткой». Начинают рождаться соответствующие инициативы.

Завершить хочу следующим. На самом деле здоровый проект следующего состояния России существуют, но он не либеральный и не космополитический. Это проект, который разработал наш Центр, он сконцентрирован в проекте новой Конституции, будущем облике России, он уже предоставлен информационному пространству и сообществу, и он рукопожатный, сбалансированный, примиряющий и профессиональный. К тому же это реальный, реалистичный, реализуемый проект.

Подписываться под перспективами, которые рисует Ходорковский, каждый трезвомыслящий человек, для которого Россия должна остаться Россией, русской и российской цивилизацией, невозможно. Потому что это проект «анти-Россия». Этим ушлым умникам не удалось убить Россию во времена Ельцина, им не удалось это сделать во времена Путина, они проектируют завершить проект «анти-Россия» в постпутинские времена.

Но есть проект «Россия», и вот о нем стоит говорить!

Степан Сулакшин

Источник: rusrand.ru

© 2015, https:. Все права защищены.