Украинские беженцы в ФРГ: в ожидании ясности

Просьбы граждан Украины о предоставлении им убежища в Германии пока не рассматриваются. Власти ФРГ не могут оценить степень риска для таких людей, если отправят их домой.

Поток беженцев, стремящихся в Германию из горячих точек мира и относительно спокойных стран, нарастает. В июле немецкие власти приняли почти 80 тысяч заявлений от соискателей убежища — абсолютный рекорд для одного отдельно взятого месяца. Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев (BAMF) из раза в раз корректирует свой прогноз на весь 2015 год. Еще совсем недавно его эксперты называли цифру в 300 тысяч человек, теперь говорят о 450 тысячах.

В общем потоке прибывающих в Германию беженцев граждан Украины пока немного. Но их число растет. В феврале прошлого года убежища в ФРГ запросили всего три десятка украинцев. С началом боевых действий на востоке Украины речь пошла уже о сотнях — 344 (сентябрь 2014 года), 453 (апрель 2015 года), 636 (июнь 2015 года). Данных за июль пока нет.

Мотивы украинских беженцев

В Германию едут беженцы из разных регионов Украины и по разным причинам. Так, по данным правительства ФРГ, жители Донецкой и Луганской областей мотивируют свои заявления с просьбой предоставить убежище страхом перед боевыми действиями, крахом системы снабжения, прекращением выплат пособий и пенсий.

Крымские беженцы говорят, что им навязывают российское гражданство, что российское присутствие на полуострове мешает им спокойно жить. Но есть и выходцы из других регионов Украины, в том числе западных. Они ссылаются на плачевное экономическое положение — как следствие политического кризиса, нищенские зарплаты, рост цен, страх перед распространением военных действий на всю страну, а также на грозящий призыв в армию. Именно нежеланием брать в руки оружие обосновал восемь месяцев назад свое заявление 28-летний Виталий Балушинский.

Инженер из Львова

Сейчас он с женой и четырехлетней дочкой живет в общежитии для беженцев в городке Вольгаст на северо-востоке Германии, в бывшей ГДР. Под общежитие здесь переоборудована блочная многоэтажка, сохранившаяся с прежних времен.

Виталий рассказал корреспонденту DW, что побудило его приехать в Германию, и на что он здесь рассчитывает. Сам он из Львова, где выучился на инженера. Работать по специальности уехал в Донецк.

Когда началась война, рассказал Виталий, предприятие, на котором он трудился, закрылось. А по возращении во Львов ему пришла повестка из военкомата. «Но я никого не хочу убивать, — говорит он, — не хочу брать в руки оружие». Ему нравится Германия и немцы, он надеется найти здесь работу, спокойно жить со своей семьей в безопасности, растить дочку.

По немецким законам, однако, грозящий призыв в армию и возможное наказание за уклонение от воинской повинности не являются основанием для предоставления убежища в ФРГ. В ответе на соответствующий запрос депутатов бундестага от Левой партии немецкое правительство разъяснило, что вне зависимости от страны-происхождения беженца наказание за отказ служить в армии само по себе не является актом политического преследования. Оно является «как правило, штрафной мерой за неисполнение гражданского долга, которая применяется и во многих странах с правовой государственностью».

Экономические беженцы

Еще одна украинская семья, с которой познакомился в Вольгасте корреспондент DW, пожелала не называть имен и фамилии. Разговорчивая пожилая женщина, супруги лет тридцати и их пятилетняя дочь раньше жили в Одессе. Говорят, что там они подвергались политическим преследованиям за то, что поддерживали президента Виктора Януковича, и дискриминации, как имеющие еврейские корни. Мужчина ездил на заработки на стройки в Польшу и в Россию, платили, по его словам, мало, часто приходилось искать новую работу.

По мнению опекающей беженцев сотрудницы общежития, украинки по происхождению, правда в этой истории только в том, что семья из Одессы. «Это чистой воды экономические беженцы», — говорит она.

Неудовлетворенность своим материальным положением, как и нежелание служить в армии, тоже не является основанием для немецких властей предоставлять таким людям убежище в Германии. Тем не менее ни «одесситов», ни семью инженера Балушинского, ни других украинских беженцев домой не отправляют.

Причина в том, что еще 7 августа 2014 года Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев приняло решение о «деприоритезации» заявлений граждан Украины. Есть страны, ситуация в которых такова, что почти все беженцы имеют основание на убежище, пояснил корреспонденту DW представитель министерства внутренних дел Тобиас Плате (Tobias Plate). А есть, наоборот, выходцы из сравнительно благополучных государств, практически не имеющих шансов остаться в Германии.

Решения по тем и другим — убежище для первых, депортация для вторых — в BAMF стараются принимать более или менее оперативно. А вот что делать с украинцами, там не знают.

МИД ФРГ о положении на Украине

Сотрудники ведомства не могут оценить, какому риску они их подвергнут, если отправят домой, не могут предсказать, как на Украине будут развиваться события, не окажется ли и в самом деле вся страна охваченной войной. В BAMF ждут прояснения ситуации, черпая информацию о положении в стране из сообщений печати и ориентировок МИД ФРГ.

Немецкие дипломаты подтвердили корреспонденту DW, что в специальных сводках они «регулярно информируют Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев о ситуации в тех или иных странах», а кроме того — в рамках межведомственной помощи — снабжают сведениями по конкретным делам отдельных соискателей убежища. Но гриф «деприоритезации» — дело BAMF.

Ситуацию же на Украине в МИД ФРГ — по крайней мере официально — оценивают как нестабильную. Представитель этого ведомства Савсан Чебли (Sawsan Chebli), отвечая на правительственной пресс-конференции на вопрос DW, заявила, что «положение на востоке Украины остается шатким, и в любой момент здесь может снова произойти эскалация». МИД ФРГ еще «далек от того, чтобы говорить о стабильном положении на Украине».

Источник: dw.com

© 2015, https:. Все права защищены.