Украинский кризис: куда едет ревизор?

«Посол Украины в США господин В. Чалый планирует посетить Средний Запад страны и побывать в печально известном городке Фергюсон. Украинский посол встретится с губернатором Миссури, с полицейским начальством и командованием Национальной Гвардии, с другими руководящими работниками штата и некоторых графств. Виктор Чалый намерен выслушать позицию местных властей и оппозиционно настроенных активистов относительно недавних массовых беспорядков. Глава украинской дипломатической миссии обсудит проблематику противодействия коррупции, ликвидации контрабанды через Миссисипи и скорейшего проведения структурных реформ в Миссури…».

Такая заметка имеет право на существование один день в году – 1-го апреля. Что забыл украинский посол в мятежном городке за сотни километров от своей резиденции? На каких основаниях с ним пожелает встречаться губернатор Миссури, мэр административной столицы штата, руководители силовых ведомств? О чем они могут вести профессиональный разговор? Какое отношение имеет зарубежный дипломат к внутренним проблемам страны своего пребывания? Если к таковым проблемам непричастны его сограждане? Похоже, последний вопрос является ключевым для понимания необходимости визита американского посла в Закарпатье.

Г-н Джеффри Пайетт намерен посетить Закарпатскую область Украины, города Ужгород и Мукачево. Посол встретится с представителями власти, гражданскими и прочими активистами. Г-н Пайетт собирается выслушать позицию властей и силовых ведомств относительно ситуации после конфликта с Правым Сектором, разобраться в причинах и дать указания на будущее. Иначе незачем ехать на крайний запад страны через 10 дней после всполохов нашумевшей перестрелки. Никаких первоапрельских шуток, все серьезно, визит и собеседования анонсированы пресс-службой американского посольства в Киеве.

Наглядный пример гiдной независимости демонстрировался еще в прошлом году. Во время посиделок вице-президента США в кресле главы украинского правительства, с принятием рапортов от министров-подчиненных и обратной раздачей директив. Но до февраля 2014 года обожествление заокеанского хозяина носило эпизодический и церемониальный характер (коленопреклоненный генерал с дарственной саблей, вручение дипломов будущим разведчикам из рук того же американского посла и др.). После антиконституционной смены власти посольству США на Украине приходится выполнять функции управляющего центра.

Управились с переворотом – управляйтесь и дальше, вы же кураторы. Денег давайте, кредитов, инвестиций, оружия, международную поддержку обеспечивайте, внутренние процессы регулируйте. Полномочий центрального диспетчера и третейского арбитра ведомству г-на Пайетта уже недостаточно. Приходится вникать в расширяющийся круг проблем и самостоятельно распутывать междоусобные клубки, с личным контролем каждого движения. Прямое управление имеет не только выгоды и преимущества. Оно связано с напряжением сил, дефицитом времени, растущим полем деятельности и опасностью итогового провала. Особенно при крайней инфантильности подопытных персон, при их вопиющем непрофессионализме и перманентной алчности.

Конфликт днепропетровского кагана с олигархическим коллегой-президентом пришлось решать в посольстве США. С лишением зарвавшегося приват-губернатора должности после беседы с г-ном Пайеттом. Декоративная реформа украинской полиции проведена на основе прямых поставок амуниции из запасников полиции американской. Заталкивание добровольческих карателей под знамена ВСУ инициировано в США, с обидной констатаций нацистской сущности отдельных «патриотических» подразделений. Принятие поправок в конституцию Украины потребовало визита заместителя госсекретаря и ее личного присутствия в Верховной Раде. С ритуальными песнями, плясками и депутатскими стычками. Одновременно и без лишней помпезности был одобрен целый пакет законов согласно рекомендациям МВФ, для получения очередного кабального транша.

Обострение ситуации в Закарпатье вынудило американского посла предпринять личную ревизорскую поездку, скатившись (или поднявшись?) до уровня полковника МВД из службы внутренней безопасности. Криминально-коррупционный инцидент, попытка регулировать контрабандные потоки с позиции силы, нападение на сотрудников правопорядка, незаконное владение и применение оружия всеми конфликтующими сторонами, несколько погибших, около десяти раненых и столько же красно-черных беглецов – такова суть событий в Мукачево. Уже состоялся кадровый шторм во всей области, здесь побывал президент мира в один тур, сюда назначен новый (гауляйтер) губернатор и заменено все гражданское и силовое руководство. Чем же озабочен посол заокеанской державы, ни разу не побывавший в других регионах Украины за последние полтора года?

Конфликт в Мукачево показал беспомощность центральных и областных властей перед лицом локальной угрозы от малочисленных радикальных бандитов. От убийц с гранатометами и сожженными машинами полиции за спиной, которых советник министра МВД называет «ребятами», а остальное руководство попросту прячется. Конфликт в Мукачево показал глубину противоречий в «реформаторской» коалиции. Один из ее лидеров в должности премьер-министра публично стал на защиту Правого Сектора, причем во время своего официального визита в США. Конфликт в Мукачево показал неуправляемое буйство неофашистов в непосредственной близости от ЕС, в мирном и тихом регионе Украины. Как же они себя ведут в зоне боевых действий на Донбассе?! Конфликт в Мукачево показал причастность европейских чиновников к масштабной контрабанде. Для ее осуществления необходим коррупционный коридор по всему маршруту движения фур и вагонов с сигаретами, лесом, металлом, оружием, мигрантами и т.д. Еще не придумано одностороннего контрабандитского портала для столь масштабных и регулярных поставок, когда принимающая сторона кристально честна и ни в чем противозаконном не замешана.

Конфликт в Мукачево показал обеспокоенность стран ЕС (особенно Венгрии) событиями в Закарпатье, в плане соблюдения правопорядка, защиты прав национальных меньшинств и собственных государственных интересов. Будапешт решился на беспрецедентное признание своей разведывательной активности на Украине. Перестрелки, погони, криминал и ложь в сопредельной стране считают угрозой 80 % жителей Венгрии. Мнение «Терроризм в ЕС не пустим» уже озвучено венгерскими властями – и адресовано оно не маргиналам в балаклавах, а всему ассоциированному государству, своему восточному соседу.

Конфликт в Мукачево подчеркнул обособленность Закарпатья от остальной Украины – географическую, историческую, культурную, национальную и даже лингвистическую обособленность. Ужгород, Берегово, само Мукачево, другие города и села связаны с венгерской историей и венгерским национальным самосознанием на протяжении шести веков – в состав советской Украины область вошла менее 70 лет назад. Официально в Закарпатье проживает около 15 % венгерского населения, но это результат статистической эквилибристики. Легкий росчерк пера – и мадьярская фамилия Balogh превращается в Балога, в самую распространенную среди депутатов Верховной Рады. А еще есть победоносный ядерный маршал Гелетей, минерально-газовый магнат Фирташ, внезапно прославившийся владелец санаториев Ланьо и другие.

На протяжении всего периода украинской независимости закарпатский регион замыкался в себе, неплохо существуя благодаря географическому положению, развитому сельскому хозяйству, трудовой миграции в сопредельные страны Европы и разветвленной контрабанде. На незаконных торговых потоках обогащается от 20 до 30 % местного населения. Этот бизнес предусматривает семейственность, традиционность и информационную закрытость. Закарпатье – один из редчайших для Украины примеров положительной демографической динамики (и это с учетом отхожего промысла в ЕС!). При скверном уровне жизни численность населения повышаться не будет.

Конфликт в Мукачево опасен своими последствиями – при действенной борьбе Киева с контрабандой будут затронуты столь серьезные финансовые интересы, что парочка сожженных полицейских машин покажется мелочью. Тысячи решительных людей будут обделены валютными благами, им на смену придут варяги-чужаки из других областей. Вооружением и опытными боевиками регион насыщен благодаря майдану и АТО. Мотивация и риск появления нового очага сепаратизма налицо – обвинить Россию в его организации крайне затруднительно. Как и расстреливать сопротивление из гаубиц и градов, по методике преступной войны на Донбассе. Имитировать активность и оставить все как есть – очевидная профанация реформ и западных ожиданий. Куда ни кинь, всюду клин. Надобно звать куратора, пусть наместник разберется и рассудит.

Достоверно неизвестно, что именно будет говорить г-н Пайетт во время закарпатского визита, на каких шагах будет настаивать и от чего предостерегать. Зато с высокой долей вероятности можно предположить его полное душевное согласие с оценкой мукачевских событий неким сбитым летчиком из Конгресса США: «Этим дебилам ничего нельзя доверить». А сторонники действующей против их интересов власти свободны и дальше распевать лозунги типа «Памятуй, чужинец – тут господарь украинец!».

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

© 2015, https:. Все права защищены.