Злоупотребление патриотизмом

«Мне было уже на тот момент 14 лет, то есть, в принципе, еще 13, когда я заявление подал», — говорит Богдан Кравченко. Он, по собственному признанию, в июне 2014 года пошел воевать на стороне сепаратистов в Донбассе. Слова подростка прозвучали в программе Frontal 21, вышедшей на немецком телеканале ZDF 10 ноября 2015 года. Поводом для расследования немецких журналистов стало видео с Кравченко, опубликованное сепаратистами 1 февраля 2015 года.

В ходе поездки в Луганск журналистам ZDF удалось найти еще двоих несовершеннолетних, предположительно участвовавших в боевых действиях на стороне сепаратистов: Семен Спектор, по его собственным словам, воевал уже в возрасте 14 лет, Евгений Шакунов — в 15 лет.

Международные нормы

«Международное гуманитарное право и Конвенция ООН о правах ребенка запрещают использование подростков в качестве солдат, — поясняет Барбара Кюпперс (Barbara Küppers) из организации Terre des hommes, занимающейся защитой прав детей. — Если речь идет о лицах младше 15 лет, то это военное преступление, относящееся к компетенции Международного уголовного суда в Гааге».

Осуждается использование лиц до 18 лет вооруженными силами или формированиями и в так называемых «Парижских принципах», которые в 2007 году подписали 105 стран — членов ООН. В документе осуждается привлечение несовершеннолетних к участию не только в боевых действиях, но и к приготовлению еды, транспортировке раненых или боеприпасов, передаче посланий или шпионаже.

Правда, в данном случае речь идет лишь о гуманитарной установке, а не об обязательной норме, поэтому ООН может лишь осудить те армии или военные группировки, которые используют подростков, но не может применить в отношении них никаких санкций, уточняет Барбара Кюпперс.

Сложности с верификацией

«Даже если подростки напрямую не вовлечены в боевые действия, их связь с вооруженными формированиями или силами делает их более уязвимыми. Они могут попасть под перекрестный огонь, подорваться на мине или получить другие увечья», — говорит координатор подразделения по защите прав детей в представительстве Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) на Украине Аннетте Лис (Annette Lyth).

В украинском представительстве ЮНИСЕФ DW рассказали, что не располагают доказательствами использования детей формированиями сепаратистов, пояснив, что подобную информацию очень тяжело подтвердить в неподконтрольных Киеву районах. «У нас есть лишь сообщения о том, что молодых людей видели среди вооруженных сил и формирований, но мы не смогли их верифицировать», — говорит Аннетте Лис.

Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине в отчете за 28 мая 2015 года зафиксировала на блокпосту боевиков в пригороде города Макеевка подростка 12-14 лет с автоматом Калашникова и в камуфляже. 9 июня наблюдатели на блокпосту возле села Широкино видели вооруженных парней, «которые были оценены как несовершеннолетние». В ОБСЕ на запрос DW отметили, что других случаев привлечения несовершеннолетних к военным действиям в организации не фиксировали.

С какого возраста служат в «ДНР» и «ЛНР»?

DW попыталась выяснить у сепаратистов, с какого возраста молодые люди участвуют в боевых действиях в их подразделениях. В так называемом «Минобороны ДНР» комментарий получить не удалось. Представитель «министерства обороны» самопровозглашенной ЛНР ответил на запрос DW: «С совершеннолетия, по идее. Я так сразу не могу сказать. С 18 лет, по идее, должны служить».

На подконтрольных сепаратистам территориях действуют кадетские классы в школах. В «Луганском казачьем кадетском корпусе» на вопрос корреспондента DW, есть ли у них кадеты с военным опытом, ответили: «Есть, конечно. Это старшеклассники — 10-11-й классы».

Руководитель так называемой ДНР Александр Захарченко в октябре 2014 года заявил, что в составе батальона «Оплот», которым он командовал, воевали бойцы 14-летнего возраста. Об этом сообщал ряд российских и украинских СМИ. В вооруженных силах Украины служат с 18 лет. При этом, согласно указу президента Порошенко, в 2015 году в армию призывали мужчин в возрасте от 20 до 27 лет.

Военное обучение несовершеннолетних

В «Луганском казачьем кадетском корпусе» DW рассказали, что набор на учебу осуществляется с 5-го класса. Отличие от школьной программы состоит в том, что больше часов отведено на общую физическую и военную подготовку. «Начальная военная подготовка разделяется на строевую, тактическую и огневую подготовки, а также изучение уставов», — уточнил по запросу DW представитель корпуса.

На подконтрольной Киеву территории Украины определенные военные тренировки для желающих, в том числе несовершеннолетних, организует националистическое движение «Правый сектор» (ПС). «Конечно, боевое оружие им никто не дает. Я не вижу в этом ничего страшного или плохого, это патриотическое воспитание детей», — заявил DW пресс-секретарь ПС Артем Скоропадский. Он добавил, что в «Добровольческий украинский корпус» (военизированное объединение, созданное «Правым сектором» для участия совместно с украинской армией в боевых действиях против сепаратистов на востоке Украины. — Ред.) берут лишь совершеннолетних. «Но в 18 лет человек еще слишком молод, поэтому мы стараемся брать с 21-22 лет», — уточнили в пресс-службе ПС.

В ЮНИСЕФ очень обеспокоены тенденцией милитаризации детей на Украине, говорит представитель организации Аннетте Лис. «Школы и другие учебные заведения должны быть территорией мира, где дети могут сосредоточиться на учебе в спокойном и безопасном окружении», — подчеркнула правозащитница. Милитаризация же, по ее словам, ведет к «принятию насилия как легитимного способа получить то, что хочешь». «Мы уже можем уже видеть влияние этого в играх детей», — говорит Лис.

Юрий Шейко

Источник: dw.com

© 2015, https:. Все права защищены.