Мыльный пузырь российского футбола

Мыльный пузырь российского футбола

Прошедший во Франции чемпионат Европы по футболу завершился для сборной России тем, чем и должен был завершиться  – очередным провалом. Надеяться на лучшее могли только отчаянные оптимисты или болельщики-дилетанты, несведущие об истинном положении дел в отечественном футболе. А оно аховое.  Приходится делать вывод, что в системе координат царящего в нашей стране базарного капитализма, опирающегося на торгашеских принципах «купи-продай», российский футбол семимильными шагами приближается к своей закономерной гибели.

Вообще, можно уже сейчас признать, что футбола, как такового, у нас нет. Есть мыльный пузырь, который горделиво и с запредельным самомнением  сам себя величает – «Российский футбол». А чего собственно он за двадцать пять лет добился, куда продвинулся в плане своего развития, формирования надёжного фундамента и инфраструктуры? Пока он научился только тратить.  Причём, тратит он гораздо больше, чем зарабатывает. Благодаря хозяевам-олигархам, госкомпаниям и региональным бюджетам российские клубы (преимущественно элитного общества) привыкли жить на широкую ногу, и только нагрянувший  кризис заставил футбольных толстосумов несколько умерить свои аппетиты.

Так, согласно исследованию Sports.ru, бюджет питерского «Зенита» (в финансировании которого активно участвуют  компании группы «Газпром») в докризисный сезон 2013/14 гг. составлял 300 млн. долларов, а уже в прошлом сезоне эта цифра выглядела значительнее скромнее —  180 млн.  Подобные цифры «Спартака» такие: от 155 до 120, «Локомотива»: от 145 до 110, ЦСКА: от 120 до 80, «Динамо»: от 210 до 55. Для сравнения: самая малообеспеченная команда элитного дивизиона – пермский «Амкар», его бюджет всего 13 миллионов. Совокупный бюджет всех команд премьер-лиги в сезоне-2013/14 составлял 1,5 миллиарда долларов, при том, что от всех этих  средств они самостоятельно зарабатывают не более 3%. Здесь стоит отметить то, что если гранды существуют на деньги олигархов и  госкорпораций, то клубы поскромнее, как правило,  «сидят»  на региональных бюджетах.  Но объединяет их одно —  трудные времена наступили как для одних, так и  для других, и уже в прошедшем первенстве «коллективный» бюджет клубов Российской Премьер-лиги уменьшился до 850 миллионов долларов.

Когда денег было достаточно, руководители клубов кичились этим иллюзорным благополучием, деловито рассуждая о том, как им успешно удаётся управлять клубными делами в условиях рыночной экономики. Но, позвольте,  разве это успешное управление? «Продал нефть – купил что надо» – вот и вся экономика.

Кстати, один из первых шагов газпромовского «Зенита» на пути оптимизации бюджета – сокращение финансирования филиалов собственной ДЮСШ в Ленинградской области. Мечты, конечно, сбываются, но не для всех. Интересно, что в питерской команде за последние полтора десятилетия (после поколения Аршавина – Денисова – Кержакова…) не смог толком заиграть ни один из собственных  воспитанников. Схожая ситуация практически во всех российских клубах. Зачем, спрашивается, платить, если можно купить? Такая порочная политика привела к значительному развалу системы подготовки в детско-юношеском футболе. В СССР очень большое внимание уделялось подготовки резерва. Существовала четко отлаженная система подготовки игроков хорошего уровня. Во многих городах были футбольные интернаты и школы, в которых работали квалифицированные специалисты. В основу была заложена современная научная методика. Не случайно в те годы наши юноши часто выигрывали крупные международные турниры, включая чемпионаты Мира и Европы.

Достижения юношеских и молодежных сборных СССР на Чемпионатах Мира и Европы.

Чемпионаты мира (Молодёжные и юношеские сборные):

Золото – 1977-й год, серебро – 1979-й, 1987-й год, бронза – 1991-й.

 

Чемпионаты Европы:

Юношеские сборные:

Золото — 1966 год,  1967-й,  1976-й,  1978-й,  1985-й,  серебро — 1970 год,  1984-й, 1987-й, бронза — 1974 год, 1977-й,  1982-й,  1986-й. 

 

Молодёжные сборные:

Золото – 1976-й год, 1980-й, 1987-й, 1988-й, 1990-й, Серебро – 1972-й.

 

Уровень подготовки молодых футболистов был настолько основательный, что обретённого ими в детско-юношеском футболе багажа, с лихвой хватало для того, чтобы не только закрепиться, но  и продолжать совершенствоваться во взрослом футболе. Поэтому нет ничего удивительного, что через какое-то время призёры юношеских и молодёжных турниров продолжали добиваться побед и на взрослом уровне, выигрывая европейские кубки (киевское и тбилисское «Динамо»), сеульскую Олимпиаду, серебряные медали Чемпионата Европы – 1988.

Юношеские сборные России становились чемпионами Европы только два раза – в 2006-м и в 2013-х гг. И если для футболистов, добившихся победы три года назад,   в футболе всё ещё впереди, то об их предшественниках, которым уже по 27 лет, можно сказать, что   для многих из них всё уже позади.  Никому из той команды больше не удалось достичь в футболе чего-то серьёзного, а кто-то и вовсе уже завершил свою профессиональную карьеру. Это беда отечественного футбола – молодые игроки, избалованные заоблачными окладами, утрачивают стимул к спортивному росту. Искушение славой и деньгами сильнее их, поэтому мы становимся свидетелями, как молодёжь деградируют, останавливается в росте и со временем пропадает. О какой качественной смене для национальной сборной можно говорить?

Прошло уже 25 лет с момента распада СССР. За это время российский футбол, багаж, который был заложен советской футбольной системой, уже фактически полностью разбазарен. Многие сейчас говорят, что необходимо вновь развивать футбольную науку и разрабатывать единый план научно-методической и научно-исследовательской работы, но и здесь всё упирается в замкнутый круг, так как для того, чтобы всё это осуществить, требуются наличие соответствующих тренерских  кадров, а их сегодня в нужном количестве попросту нет – не подготовили. Высшая школа тренеров в советский период давала двухлетнее образование, по мнению её выпускников, была одной из лучших в мире. Сегодня обучение в ВШТ, основанное на сочетании аудиторной и самостоятельной работы, продолжается один год. Ну, и где они великие российские тренеры, в каких клубах мира и с какими сборными они работают?

Критическая ситуация и с детскими тренерами. Региональные и муниципальные органы власти не уделяют должного внимания детско-юношескому и массовому футболу, их  финансирование носит остаточный характер, что пагубно сказывается на уровне подготовки и юных футболистов, и детских тренеров, зарплаты которых не выдерживает никакой критики. Сюда нефте-газовые миллионы не доходят, здесь чистый энтузиазм и самозабвенная преданность футболу.  А на голом энтузиазме при капитализме далеко не уедешь.

Возвращаясь к сравнению отечественного футбола современного образца и того, что существовал при СССР нельзя не отметить стилевое многообразие у последнего. То разнообразие, что делало его привлекательным и продуктивным. Национальные школы союзных республик не только гармонично дополняли друг друга, но и раскрашивали оригинальным колоритом весь советский футбол в целом. Ну как можно представить тот наш футбол без украинской школы, без белорусской, узбекской, грузинской или армянской? А чтобы перечислить то созвездие великолепных мастеров, которые они воспитали – требуется громадная печатная площадь. И были успехи, и зритель заполнял трибуны. Самый высокая средняя посещаемость отечественных первенств была достигнута в сезоне 1971, когда каждый матч посетили в среднем по 30110 человек, что касается нынешних реалий, то средняя посещаемость последнего российского чемпионата составила всего 11046 зрителей за игру. Бывало лучше – 13250 в 2007-м, бывало и  хуже – 10250 в сезоне 2014/15 гг., но пока здесь беспокоиться не за что. В отличие от низшего российского дивизиона – второго.  Если когда-нибудь кто-то решится составить историю болезни российского футбола, то наверняка учтёт эту ужасающую тенденцию:

Средняя посещаемость сезона 2012/13 – 1600 зрителей на игру, сезона 2013/14 – 1372, сезона 2014/15 – 1056, в прошедшем сезоне преодолена критическая отметка – 994 зрителя за матч.

 Увы, но данный регресс вновь и вновь доказывает, что российский футбол или умер, или находится в предсмертной агонии. Смешные цифры заполняемости стадионов на матчах второго дивизиона стали бы ещё смешнее и унизительнее, если бы в протоколах отмечались объективные цифры заполняемости трибун, а не на глазок. Причин падения посещаемости несколько, но главная в том, что, прежде всего, люди ждут от футбола искренности, зрелищности, азарта, а не равнодушия, порождённого безысходностью система. Зачем болеть за команду, если она не решает никаких амбициозных задач, если для неё напрочь отсутствуют хоть какие-нибудь перспективы развития. Да и как может быть иначе, если борьба за самые высокие места в таблице обусловлена дополнительными денежными вливаниями, а если этого не предвидится, то футбол как спортивное зрелище перестаёт существовать, и начинается банальное «освоение» бюджета.

И улучшений ждать не приходится, а ведь второй дивизион – фундамент нашего футбола. Он такой, какой есть, таковы его нравы, сформировавшиеся под воздействием всей неприглядной системы капиталистического бытия.

Вот какова экономическая действительность второго дивизиона России:

«В докризисный период  средний бюджет клуба ПФЛ (организации, объединяющей вокруг себя клубы второго дивизиона) на сезон составлял 50 млн. рублей – это примерно столько же, сколько составляет договор на титульное спонсорство «Газпрома» с «Зенитом» или РЖД с «Локомотивом». 55–60% — это субсидии, которые выделяются из региональных и местных бюджетов, остальное – помощь спонсоров, партнеров, собственная коммерческая деятельность. В сумме все клубы ПФЛ в год расходуют 3,5 млрд. рублей. Что такое 3,5 млрд. рублей по нынешнему курсу? Это 50 млн. евро. То есть содержание целой лиги  сопоставимо с финансированием одной команды-середняка Премьер-лиги». (Президент ПФЛ  Андрей Соколов в интервью еженедельнику «Футбол»).

Эти слава были произнесены ещё в феврале 2015-го года. На сегодняшний день ситуация во втором дивизионе только усугубилась. Тяжёлые времена заставляют региональные власти идти на существенные сокращения расходов. Сейчас бюджеты большинства клубов дивизиона от 10 до 40 млн. рублей, только незначительный процент команд живёт богаче. Конечно, жизнью это не назовёшь, скорее – выживание. И нет ничего удивительного в том, что на старт грядущего первенства второго дивизиона —  2016/17гг. выходит рекордно-низкое количество команд за всю историю отечественного футбола – 58. Год назад их было 62, два года назад – 75, а больше всего их было в сезоне 1998-го года – 119. Такими темпами самый массовый кластер российского профессионального футбола в скором времени просто прекратит своё существование.

 

Впрочем, эти проблемы  мало заботят олигархическую  элиту нашего футбола. Именно, исходя из их интересов, с 2011-го года Чемпионат страны разыгрывается не по привычной для всех схеме «весна-осень» (с марта по ноябрь), а по европейской «осень-весна» (с июля по июнь). Переход эту  систему был инициирован ведущими командами РФПЛ, которые сетовали на то, что отечественным клубам трудно втягиваться в плей-офф еврокубков, который совпадает с началом национального первенства, а также хотели синхронизировать российское трансферное окно с европейскими. Пока на лицо то, что от этой реформы в прямом смысле никто ничего не выиграл, хотя обещали, что стоит только нам зажить в европейском соревновательном графике, так сразу наши гранды примутся завоёвывать один еврокубок за другим.  Впрочем, пока что-то не получается, пока одни неудачи.

Но, если клубы-богачи по сути этот переход на себе не ощутили, то для провинциальных команд низших дивизионов переход на «осень-весну» лёг тяжёлым бременем. Как уже было сказано,  подавляющее большинство команд  во втором дивизионе финансируются за счет региональных средств. Раньше контракты большей частью заключались в феврале и истекали в ноябре. Во время паузы клубы подбивали бюджет, а сегодня им приходится платить деньги футболистам, которые не играют. При этом заключать контракты, например, на полгода по закону нельзя — минимум на год. Только с арендой есть некоторые нюансы. Получается, что команды пять месяцев играют, а семь — отдыхают. А кто будет платить деньги футболистам, учитывая сложную экономическую ситуацию? Командам очень сложно выживать. Не удивительно, что каждый сезон у нас регулярно происходит такой «падёж» участников. Кстати, в первое же межсезонье после перехода на «осень-весну» прекратили своё существование сразу 12 клубов. Но кого это волновало?

Деньги – вот только что всех волнует. Именно тема «навара» превалирует над самой игрой абсолютно у каждого участника российского футбольного общества – и бедных и богатых. Только к этой цели каждый следует своей дорогой. Вообще, общеизвестно, что финансовая сторона в так называемом российском футбольном бизнесе находится по ту сторону публичности. О запредельной коррумпированности российского футбола  уже мало говорить, необходимо бить в набат. Там где существует неконтролируемый оборот денежных потоков, там обязательно возникнут  преступные схемы. Свой «навар» желают иметь все: и хозяева клубов, и агенты футболистов (деятельность этих «господ в законе» достойна отдельного исследования), да и сами футболисты, некоторые из которых порой не отказываются от участия и в договорных матчах, и в игре на тотализаторе.

Увы, но с этим громадным уровнем коррупции, которая прочно пустила свои корни по всей стране и в российском футболе в частности, ожидать какого-то развития и каких-либо достижений просто не приходится. И  довольно глупо и неуклюже выглядят заявление властей, что вот-вот за эту самую коррупцию очень крепко возьмутся и непременно победят. Ну как можно справиться с тем, что, по сути, и является непосредственным отражением государства и его капиталистической политики.

Воруют везде: и в нефте-газовых клубах, и провинциальных бюджетных командочках. Объединяет их, впрочем, то обстоятельство, что «нецелевое расходование государственных средств» происходит и там, и там. С какой же  лёгкостью и  цинизмом государственные деньги  переходят в частные руки, «осваиваются».  «Освоение» – это когда государственные  средства, направленные в команду из бюджета региона, оседают в карманах руководства команды, которое не стесняется «крутить» эти средства в своих корыстных целях. Совершенно глупо предполагать, что в правительствах регионов о таких фактах «освоения» ничего не известно. Ещё как известно! Если эта схема успешно процветает не год, а длительное время, то нужно быть безнадёжно наивным человеком, чтобы не понимать, что здесь на лицо обоюдовыгодное партнёрство.

Очень часто от руководителей этих  клубов можно услышать: «Увеличьте нам финансирование, и мы начнём побеждать, набирать очки, бороться за повышение в классе… Но сразу же возникает желание у них поинтересоваться: «А кто должен обеспечить это финансирование и, — главное, для чего? История знает очень много примеров, когда футбольные команды, вдруг, оказывались при больших деньгах, но распорядиться ими по назначению почему-то не могли. Вернее, по назначению ими распоряжалась не команда, которая вроде бы должна решать свои задачи, а отдельные  дельцы, пристроившиеся к ней. И в конечном счёте выходило, что только эти  граждане оказывались в выигрыше, а вот команда, доведённая подобным «эффективным» руководством до банкротства, либо прекращала своё существование, либо возобновляла свою биографию с чистого листа и с самой низшей, любительской лиги. Таких печальных примеров тьма, ведь обанкротить большинство российских команд – проще простого, так как они не имеют на своём балансе никакой собственности.  Так почему же государство  обязано направлять свои средства на финансирование заведомо бандитских схем?  

Неуёмное и преступное стремление капиталиста любым способом получить максимальную прибыль сегодня и сейчас,  приблизило отечественный футбол к точке невозврата. Уже дошло до того, что по количеству занимающихся футболом людей (около 1,5 млн. человек) Россия уступает Германии, Испании и Италии более чем в три раза. За последние годы в нашей стране почти исчез дворовый футбол.

Скорее всего, найти  из этого положения выхода при нынешнем общественно-политическом строе просто невозможно. Царящие в России нравы капитализма  явно не способствуют плановому развитию не только футбола, но и любой другой отрасли. Футбол фактически оказался средством производства в частных руках капиталистов всевозможных уровней, для которых первостепенная задача – личное обогащение, а не развитие футбольной инфраструктуры в стране. Очень легко «заправлять» футболом, в том или ином объёме осваивая государственные средства, конвертируя  их  в свой частный оборот. Бардак и неразбериха в футболе (и не только) рождает запредельную коррупцию, но бороться с ней не выгодно ни власти, ни чиновникам, ни хозяевам клубов.  Зачем? если для каждого из этих участников футбольного бизнеса она только благоприятствует  извлечению  финансовых дивидендов. Страдает лишь российский футбол, а вместе с ним те, кто наивно думает о его «светлом» будущем.

Всерьёз взяться за развитие футбола, за его спасение, можно лишь при кардинальной смене строя. Пора отказываться от буржуазной общественной экономической формации, уходить от частного владения средствами производства, чем футбольные клубы нынче и являются. В своё время советский футбол полностью финансировался и контролировался государством, через ведомства, общества, производственные предприятия. Спортивные цели и задачи  самым решительным образом преобладали над всеми остальными. Отталкиваясь от них, исключительно плановым регулированием, происходило финансирование всего футбольного хозяйства страны от  ДЮСШ до сборных. И хотя это финансирование, как принято считать в либеральных кругах, осуществлялось «по остаточному принципу», но и в тех условиях власти старались максимально эффективно использовать все возможные в их распоряжении средства. Сейчас об этом можно только мечтать. 

Через два года в России состоится значительное событие, наша страна примет Чемпионат мира по футболу. В 2010-м году, когда стало известно, что мировой футбольный форум предстоит принять именно России, многие с воодушевлением воображали: какие у нас к тому времени возведут замечательные стадионы, какого уровня достигнет наш футбол и насколько боеспособной будет сборная. Но за два года до чемпионата мира выяснилось, что футбол наш в полном беспорядке:  нет ни сборной, ни достойных игроков для неё. Да, с горем пополам, но всё-таки строятся современные стадионы. Но кто, к примеру, будет играть после чемпионата мира на стадионе в Нижнем Новгороде, где этим летом приказал долго жить местный профессиональный клуб  «Волга». Или в Ярославле, где тамошний «Шинник» уже несколько лет дышит на ладан, или в Волгограде, чей «Ротор» влачит довольно-таки жалкое существование и не может быть уверенном в своём будущем даже на год вперёд. И никто не заручится, что за пару лет не исчезнут команды в Калининграде, Саранске или ещё где-то…

Российский футбол  – зыбкая и от этого  ненадёжная  субстанция, вроде мыльного пузыря. До поры до времени он важный, наполненный самомнением, переливающейся красками, безмятежно партит над землёю. Он надувался не один год, не два – десятилетия, но  вот-вот, похоже,  лопнет.

Источник

© 2016, https:. Все права защищены.