Ставрополь «уходит» под Ростов

К чему приведет ликвидация Северо-Кавказского Сбербанка России? 

На Ставрополье назначен новый вице-премьер – это 42-летний Александр Золотарев, который будет курировать в правительстве края вопросы, связанные с привлечением финансовых ресурсов в реальный сектор экономики. В истинных причинах его появления на высокой должности разбирался КАВПОЛИТ. 

Финансы «идут» в Воронеж

В понедельник на очередной планерке в правительстве губернатор Владимир Владимиров представил коллегам нового вице-премьера. Это 42-летний Александр Золотарев, который последние полтора года возглавлял Северо-Кавказский банк Сбербанка России.

На Ставрополье Золотарев появился в апреле 2014 года – перешел с поста председателя Северо-Восточного банка России (одного из территориальных подразделений крупнейшей кредитной организации страны).

Северо-Восточный банк с центральным офисом в Магадане обслуживал четыре региона – Якутию, Магаданскую область, Камчатский край и Чукотский автономный округ. И деятельность Золотарева как председателя была связана с ликвидацией Северо-Восточного банка, который после его ухода прекратил существование, а его подразделения были переданы двум соседним – Байкальскому и Дальневосточному банкам Сбербанка.

Проходило это в рамках оптимизации территориальной структуры Сбербанка, которую затеял его руководитель Герман Греф.

Поэтому после назначения Александра Золотарева в Ставрополь ни у кого из банкиров не оставалось иллюзий по поводу его миссии. Уже в конце прошлого года пошли слухи о ликвидации Северо-Кавказского банка, а недавно они получили официальное подтверждение.

Северо-Кавказский банк (он обслуживает все семь регионов СКФО, а также Калмыкию) прекращает свое существование с января 2016 года, его функции переданы Юго-Западному банку, в ведении которого всего три территории – Ростовская область, Краснодарский край, а также Адыгея.

На баланс Юго-Западного банка будут переданы активы, пассивы и клиентская база Северо-Кавказского банка. Но если управленческая функция переводится в Ростов, то центром сопровождения клиентских операций, по информации КАВПОЛИТа, станет Воронеж (здесь находится офис Центрально-Черноземного банка, который весной 2014 года возглавил бывший председатель Северо-Кавказского банка Петр Колтыпин – ныне старший вице-президент Сбербанка).

Кстати, такое разделение управленческих и операционных функций, как показывает опыт других регионов, крайне неудобно: удлиняется срок принятия решений, «разрывается» единый документооборот, а главное, исчезает возможность обобщать данные.

Центр сопровождения клиентских операций (ЦСКО) в Ставрополе был открыт всего четыре года назад именно для обслуживания Северного Кавказа, по разным регионам которого прежде и были рассредоточены клиентские функции (в Воронеже ЦСКО открылся два года назад).

Патрушев прислушался, а Греф – нет

Северо-Кавказский банк появился в ходе предыдущего объединения, которое состоялось в 2001 году на базе Ставропольского территориального банка (ранее, в 1997, 1998 и 2000 годах к нему последовательно присоединили хронически убыточные Калмыцкий, Карачаево-Черкесский и Дагестанский территориальные банки).

По данным самого Сбербанка, в структуре Северо-Кавказского банка в настоящее время работают около 6 тысяч сотрудников, из них 1,4 тысячи – в управленческом аппарате. Значит, в Ставрополе вот-вот начнутся массовые сокращения квалифицированных финансистов: многие из них принялись подыскивать работу заранее. Оправдан ли такой удар по рынку труда в условиях жесткого экономического кризиса? Да что там – оправданна ли сама ликвидация столь крупной кредитной организации?

Сразу после назначения Александр Золотарев встретился с главами регионов СКФО, и сформулировал главную свою задачу на новом посту – кредитование экономически и социально важных проектов. Реально ли ее выполнять, если теперь губернаторам и инвесторам придется ездить «на поклон» не в Ставрополь, а в Ростов? Ответ, думаю, очевиден.

Как тут не вспомнить, что год назад в восточных районах Ставрополья по причине хронической убыточности закрылись филиалы Россельхозбанка – крупнейшего финансового учреждения, выдающего кредиты на развитие АПК. Против этого шага выступал губернатор Владимир Владимиров, но к нему столичное руководство Россельхозбанка не прислушалось.

Впрочем, так было не всегда. В начале марта заместителем министра экономического развития края был назначен Алексей Шаулов, который до этого возглавлял ставропольский офис Россельхозбанка. Управляющий привел его, мягко скажем, не к самым лучшим финансовым результатам.

В должности замминистра Шаулов проработал две недели: покинул пост он буквально на следующий день после того, как губернатор края в Москве встретился с председателем правления Россельхозбанка Дмитрием Патрушевым. Можно только догадываться, какую оценку дал высокопоставленный банкир своему бывшему подчиненному.

В случае же со Сбербанком глава Ставрополья направлял письмо на имя его руководителя Германа Грефа с просьбой отказаться от реорганизации Северо-Кавказского банка. Но Москва оказалась глуха. Хотя очевидно, что вопрос это политический. Регионы Северного Кавказа были выделены в самостоятельный федеральный округ, затем появилось профильное министерство и институты экономического развития. А вот банк, обслуживающий интересы реального сектора СКФО, мы ликвидируем. Где логика?!

Как признался в беседе с КАВПОЛИТом местный банкир (он просил не называть его имени), крупные бизнесмены, которые кредитуются в Сбербанке, уже принялись налаживать мосты с другими банками. Понимают, что в Ростов на переговоры не наездишься. Да и мало кому там будут интересны проблемы ставропольской экономики.

Следы ведут в Касумкент

По злой иронии, Александр Золотарев будет курировать в правительстве Ставрополья вопросы, связанные с привлечением финансовых ресурсов в реальный сектор экономики. Губернатор, представлявший его на планерке, заявил, что он будет курировать работу кредитных организаций, фондовых и товарных бирж, а также займется развитием рынка ценных бумаг.

При этом, подчеркнул Владимиров, назначение нового вице-премьера не повлияет на полномочия других членов кабинета. Смежные функции выполняют два вице-премьера – министр финансов Лариса Калинченко (она, в частности, занимается обслуживанием госдолга края за счет выпуска ценных бумаг и банковских кредитов) и министр экономики Андрей Мурга (среди прочего, занимается государственной поддержкой реального сектора экономики).

Владимиров заявил также, что специально для Золотарева должность не вводили – она, мол, была предусмотрена давно, но оставалась вакантной. Лукавит ли губернатор? По крайней мере, с реорганизацией Северо-Кавказского банка Сбербанка уход его председателя не связан: полностью ликвидирован территориальный банк должен быть лишь к январю.

Опрошенные КАВПОЛИТом банкиры сходятся во мнении, что преждевременный уход Золотарева из структуры Сбербанка может быть связан с недавним скандалом в Дагестане (мы рассказывали об этом в публикации «Очередное хищение века в Сбербанке»).

Главным фигурантом этой истории стал руководитель дополнительного офиса Сбербанка в дагестанском райцентре Касумкент Зейдуллах Ахадуллаев: он предположительно украл из кассы банка порядка 250 млн рублей и выехал вместе с семьей через Азербайджан в Арабские Эмираты.

О судьбе Ахадуллаева ничего не известно. Молчание по этому поводу хранят и пресс-служба Сбербанка, и правоохранительные ведомства СКФО. Нет ни подтверждения, ни опровержения информации, которая стремительно распространяется в интернет-изданиях.

По одной из версий, часть похищенных денег банкир перед отъездом в Азербайджан успел «скинуть» дагестанским родственникам.

Вымогать эти деньги принялся местный криминальный авторитет, известный как Ферзь. КАВПОЛИТу удалось выяснить, кто скрывается под этой кличкой: это известный в Ставрополе бизнесмен и спортсмен, который несколько лет назад вернулся на малую родину в Дагестан.

Также, по нашим данным, около месяца назад он был задержан сотрудниками ФСБ в ходе спецоперации. Фамилию его по понятным соображениям мы пока не называем – ждем официального подтверждения.

Быть может, тогда станет понятно, что же на самом деле привело к столь скоропалительным переменам в руководстве Северо-Кавказского банка России.

 

Антон Чаблин

Источник: kavpolit.com

© 2015, https:. Все права защищены.